Уже в ближайшие годы школьное образование изменится если не полностью, то на 80-90%. С 18 мая 2020 года начался планомерный переход к полноценному дистанционному обучению для школьников: большинство нормативных документов уже составлено и проведено, осталось дело за малым — реализацией. Этот социальный эксперимент вынужденно стартовал уже в начале марта из-за пандемии COVID-19. Не много ли экспериментов для одного года, тем более что в роли подопытных кроликов — дети?
Дистанционное обучение forever?
Цель этого эксперимента — создание и тестирование цифровой образовательной среды (ЦОС) и активное, постоянное ее использование на всей территории России. Встанет ли дистанционное обучение в ряд со стандартным и привычным «очным» или будет становиться единственным вариантом — пока сказать нельзя, но стремление к цифровизации и переходу на электронный формат очевидно.
Пандемия коронавируса вынудила Правительство РФ быстрыми темпами внедрять электронное, дистанционное обучение во всех регионах сразу, причем в конце учебного года, перед экзаменами и выпусками. Конечно, без недостатков не обошлось — все мы помним волны негодования и праведные страдания и школьников, и родителей, и педагогов. Однако ход действа это не остановило: вопросы стремились к решению, организация улучшалась, а правовой статус закреплялся законодательно.
Пройдемся по терминам
Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС) выглядит так:
Электронное обучение + дистанционный режим = освоение образовательной программы в полном объеме.
Для обучения используется цифровой образовательный контент: привычные нам учебники/конспекты/методички, но в электронном формате. Это касается и учебных материалов для самого процесса, и для проверки, тестирования и экзаменов (оценки результатов).
А родители, сами ученики и педагоги теперь становятся участниками отношений в сфере образования ЦОС. Все наши данные и история взаимодействия будут записываться на текстовые, аудио- и видеофайлы, хронология и результаты обучения будут храниться в архивах, чтобы быть доступными по первому требованию.
Нормативные документы для ЦОС
На сегодняшний день (июнь 2020) существует два основных документа о новом школьном образовании в России:
- Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых" (пока проект)
- Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
Даты эксперимента уже определены: 1 сентября 2020 — 31 декабря 2022. Участниками экспериментальной реформы школьного образования стали учебные учреждения (колледжи и школы) 14 российских регионов:
- Алтайский край
- Астраханская область
- Калининградская область
- Калужская область
- Кемеровская область
- Кузбасс
- Московская область
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Пермский край
- Сахалинская область
- Тюменская область
- Челябинская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
Что еще предстоит сделать?
Для полноценного внедрения электронного и дистанционного обучения нужно решить еще много задач и проблем:
Техническое оснащение
Момент, остро вставший во время экстренного перевода образования в онлайн на период пандемии. Сейчас школы и колледж инспектируются — хватает ли им нужного оборудования и техники, достаточно ли они современные, проводится высокоскоростной интернет.
Разработка возможностей для обучения в электронном виде
Здесь как раз работают над цифровым образовательным контентом: полезное на бумажных носителях — переводят в электронный вид, записывают видео- и аудиофайлы (может, наши дети будут учиться по подкастам?), формируют электронные базы данных (в строгом соответствии с Законом о защите персональных данных) и даже пробуют внедрить геймификацию (особенно для младших и средних классов).
Создание системы «Моя школа»
Перевод школ и колледжей на электронный документооборот и отчетность
В целом данный процесс был запущен уже давно: учителя привыкли заполнять электронные журналы, а родители выучили логины и пароли от онлайновых дневников. Скоро к ним подключится электронное расписание и библиотеки, участие в конкурсах и олимпиадах тоже будет регистрироваться в первую очередь в Сети.
Создание устойчивой коммуникативной среды (соцсети, мессенджеры)
Может быть, бесконечные чаты «Мамочки 7-б» уступят место чему-то посовременнее? Как бы вы назвали мессенджер для родителей школьников?
Создание и настройка работы федеральной информационно-сервисной платформы.
Работы много, но и усилия прилагаются колоссальные — Правительство РФ не жалеет сил на разработку и внедрение новой системы. Как вы считаете, как она себя покажет в будущем? Мы на пороге новой реальности, плодотворной и эффективной, или же служим лабораторными мышами?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Новые поручения Президента в сфере образования
✅ Глава МИД Сергей Лавров нелестного мнения о россиянах: «Зачем вы едете за границу через Белоруссию?»
✅ Россияне на самоизоляции увеличили траты на дистанционное образование детей