Найти в Дзене
На колёсах

Сравнил характеристики моторов, которые были 15 лет назад и сейчас на одной и той же машине

Прогресс только по двум показателям, по остальным или регресс или топтание на месте. Зато моторы стали экономичнее на треть.
Оглавление

Когда писал несколько последних статей, обратил внимание на то, что автомобили со сменой поколение обзаводятся даунсайзинговыми турбированными моторами, но характеристики практически не меняются. И решил сделать сравнение.

Возьмем для примера Форд Фокус. Несмотря на то, что машина уже не продается в России, как пример Фокус очень показателен. Машину второго поколения (2005-2011 годы выпуска) можно было купить только с атмосферниками (о версиях ST и RS не говорим).

Атмосферный 1,4 vs. атмосферный 1,6 vs. 1.0 турбо

Базовым на втором Фокусе был 1,4-литровый мотор на 80 л.с. и 127 Нм крутящего момента. На третьем поколении стоял 85-сильный 1,6-литровый атмосферник с крутящим моментом 141 Нм. Теперь (четвертое поколение у нас не продавалось, но в Европе оно есть) базовым является 85-сильный литровый турбомотор. Он выдает 85 л.с. и 170 Нм.

Вроде бы прогресс налицо, особенно в плане расхода топлива. Если Фокус второго поколения с базовым мотором на механике по паспорту съедал 8,7 л/100 км, третье поколение - 8,3, четвертое - 6 литров на сотню. Здорово. При этом последний ещё быстрее в разгоне до сотни за счет большего крутящего момента и наверняка немного других передаточных чисел в коробке.

Атмосферный 1,8 vs. атмосферный 1,6 vs. 1.0 турбо

Но давайте возьмем для примера более показательные машины со средними моторами. У второго поколения был атмосферный мотор 1,8 на 125 л.с. и 165 Нм. У третьего поколения был турбомотор 1,6 на 125 л.с. и 159 Нм (падение характеристик), а у четвертого поколения трехцилиндровый 1,0-литровый мотор на те же 125 л.с. и 170 Нм (снова рост характеристик). По большому счету характеристики 1,8-литрового атмосферника 15-летней давности и 1,0-литрового современного турбомотора одинаковы.

Хотя у турбо все-таки есть несколько преимуществ: 1) у турбированного мотора есть ярко выраженная "полка" крутящего момента, у атмосферника же есть только пик, то есть турбо начинает тянуть раньше и тянет дольше, 2) расход топлива у турбированного мотора на треть меньше. И это не по городу, а в смешанном цикле. У 1,8-литрового мотора - 7 литров на сотню, а у турбо - 4,8. Если вы ездите на старой машине и тратите в год на бензин 70 000 рублей, то на новой могли бы тратить 48 000 рублей, а 21 000 рублей тратить на цветы жене.

Атмосферный 2,0 vs. 1.5 турбо vs. 1,5 турбо (3 цилиндра)

И теперь посмотрим на топовые двигатели. На втором поколении Фокуса был хороший 2,0-литровый атмосферник, выдающий 145 л.с. и 190 Нм. На третьем поколении стоял полуторалитровый турбированный двигатель, выдающий 150 л.с. и 240 Нм крутящего момента. На четвертом поколении на первый взгляд такой же мотор - 1,5 литра, 150 л.с. и 240 Нм. Но на самом деле это совсем другой двигатель. Вместо традиционных четырех цилиндров у него из всего три и один из них может отключаться при малых нагрузках.

Для начала давайте сравним разницу в расходе топлива в городском цикле. Будем брать, как обычно, паспортные данные. Несмотря на то, что они имеют мало общего с реальным расходом, сути это не меняет, потому как пропорциональность остается.

Самый старый 2,0-литровый атмосферник на втором поколении Фокуса ел в городе 9,8 литров на 100 км. Третье поколение - 8,5 л/100 км. Четвертое поколение - всего 6,9 л/100 км. Турбированный мотор на третьем поколении Фокуса позволил экономить 13% топлива. А трехцилиндровый турбомотор по сравнению с четырехцилиндровым дает экономию ещё в 18%. А вообще 15 лет эволюции сделали моторы экономичнее почти на треть! Можете себе представить?

***

Теперь пару слов о выбросах. В России это не очень актуально, мы, как бы поинтеллигентней сказать, не паримся по поводу природы. Тем не менее, это ещё один параметр, по которому современные моторы превосходят двигатели 15-летней давности. Если 2,0-литровый атмосферник в 2005 году удовлетворял нормам токсичности Евро-4, то нынешний мотор удовлетворяет нормам Евро-6. Последний выбрасывает 121 г/км СО2, а первый выбрасывал 160 г/км. Улучшение экологичности на четверть.

Однако, если мы сейчас начнем говорить о надежности и ремонтопригодности, но тут уже начнет выигрывать старый атмосферник. Их ресурс в большинстве своем составляет 350-400 тысяч километров. У современных турбомоторов прогнозируемый ресурс обычно не более 300 тысяч километров (и это в лучшем случае). Они технически сложнее, более требовательный к топливу, их ремонт обходится дороже или вообще экономически не выгоден.

Ещё интересно:

"Не хочу кроссовер, но клиренса много не бывает" - такой Ford Focus Active я бы хотел, жаль, что Форд ушёл из России

Рецепт идеальной машины для россиянина прост. Почему производители никак его не поймут?

Хорошие машины, которые с треском провалились на нашем рынке