Памяти художника-постановщика Владимира Светозарова
Ровно три года назад ушел из жизни прекрасный художник-постановщик Владимир Светозаров. Ему было 69 лет. С творчеством Светозарова знаком каждый любитель отечественного кино. В его фильмографии – сотрудничество с лучшими режиссерами «Ленфильма» на протяжении пяти десятилетий.
Когда я пришел работать на «Ленфильм», первым, кто меня встретил, был художник Светозаров. Он спросил: «Как тебя зовут?». Я ответил: «Володя». — «Я тоже Володя». А дальше началась дружба и работа. Талант он был, крупный, что бывает редко. Во-вторых, жизнелюбие, фантастическое, потрясающее. В-третьих, юмор, это иногда спасало.
Владимир Бортко
Художественные миры: от Асановой и так далее
Дебют в кино для Светозарова состоялся в 1974 году на фильме «Не болит голова у дятла». С тех пор он создал несчетное количество декораций, придумал и воссоздал самые разные кинопространства в более чем 50 фильмах и сериалах.
Среди его самых известных и завоевавших народную любовь работ – «Мастер и Маргарита», «Хрусталев, машину!», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева», «Идиот», «Собачье сердце», «Бандитский Петербург».
Наряду с неповторимой образностью фильмов Ильи Авербаха в богатой фильмографии Владимира Светозарова я бы особенно выделила два многосерийных фильма Семена Арановича – «Большая игра» и «Противостояние».
Как снимали «Собачье сердце»
В 2015 в журнале «Собака.ру» вышел более чем странный материал, где подбирали гардероб в духе «Тараса Бульбы» и «Собачьего сердца». Но в Петербурге к странностям «Собаки.ру» уже все привыкли, а вот почитать прямую речь Светозарова сегодня бесценно:
Когда мы с Владимиром Бортко начали работать над «Собачьим сердцем», он сразу выбросил из сценария все описания природы и вообще описания, оставив только диалоги. Затем отправил телеграммы во все театры: «Пришлите фото самых уродливых артистов». Кстати, на роль Шарикова пробовался Караченцов, но как-то мы зашли в комнату для проб и увидели собаку в галстуке, это был артист Толоконников.
Владимир Светозаров
Семья и футбол
Владимир Светозаров – сын выдающегося режиссера Иосифа Хейфица, а его младший брат Дмитрий – режиссер знаменитых «Улиц разбитых фонарей».
В детстве будущий художник собирался стать футболистом, но не сложилось.
Я хотел стать великим футболистом. Но в двенадцать лет упал с дерева. Получил серьезную травму позвоночника, и мне запретили играть. Но не бросил этот вид спорта, был даже капитаном непобедимой сборной «Ленфильма».
Владимир Светозаров в интервью газете «Культура»
На киностудию его привел отец. Начинал свою карьеру Владимир в бутафорском цеху, где занимал почетную должность бутафора 3 категории.
Учителя и ученики
Владимир Светозаров преподавал на факультете искусств СПбГУ. В прошлом году в здании Двенадцати коллегий прошла выставка выпускников его мастерской на кафедре художников кино и телевидения. Все работы – хендмейд, без использования современных технологий.
Но и на киностудии Светозаров указывал путь молодым. Читаем воспоминание художника-постановщика Сергея Чижова на kino-teatr.ru:
Он был моим "крестным отцом". Он открыл мне волшебный мир кино, приведя меня на студию в 1989 г. на "Афганский излом". Благодаря этому человеку я сейчас работаю в той сфере, о которой, наверное, даже не мечтал в детстве. Володя был не просто гениальным художником. Его эскизы, которые он прямо на глазах из заковыристой точки превращал в произведение графического искусства.
Он еще был очень радушным и спокойным человеком. Он очень умел дружить. Это понятие для него было как главный постулат в жизни. Он очень профессионально и трепетно относился к работе художников в кино. Я помню его тост на трехсотом кадре, который я сам часто теперь произношу: "Друзья давайте выпьем за то, чтобы никто и никогда на кричал на площадке: "Эй, художник! Подвинь-ка шкаф!"...
Сергей Чижов
Кстати, насчет передвижения мебели. Всю суть работы художника-постановщика в кино замечательно выразил еще Илья Авербах в разговоре с Владимиром Светозаровым:
Режиссер Илья Авербах внушал мне: «Ты же народный художник России и на мир должен смотреть глазами художника — так, как никто больше не видит. Замечать то, чего не замечают другие, и сообщать это мне: что ты обнаружил в самом простом интерьере, эпизоде. А не то, куда я должен поставить стул и стол».
Владимир Светозаров
Молодые режиссеры и Перестройка
В 90-е всё изменилось: кто-то умер, кто-то уехал, кто-то впал в депрессию. Но кино продолжали снимать. А потом пришло новое поколение режиссеров, которое, кажется, уже говорило на другом языке.
Есть тупые режиссеры, среди них, к сожалению, много молодых. Они говорят: вот здесь шкаф, сюда картинку повесьте. Или просят «креативное видение, пропущенное через себя интуитивно». Сразу все ясно.
Все талантливые люди, которые мне встречались, говорили на простом русском языке, как Чехов, которого мой отец всю жизнь ставил и я волей-неволей почитывал. Или Бунин, который написал в «Осени в провинции»: «Пахло мокрыми заборами». Гениально — три слова, а ими все нарисовано.
Владимир Светозаров
В 2013 художник дал большое интервью газете «Культура», в котором открыто высказал всё, что думал о переменах. Примерно о том же говорит и Вера Евгеньевна Зелинская, вспоминая о съемках фильма «Окно в Париж»: в новом капиталистическом мире вдруг все поняли, что всё стоит денег.
Нынешнее искусство не встретилось со страной. Мы не создали образ обычного человека, на котором держится Россия. Страна живет в одном ритме, а искусство выдумывает какую-то иллюзорную ситуацию.
Где эти интеллигенты, которые кричали: «Долой цензуру, редактуру!»? Сейчас нет ни того, ни другого, но мало кто делает настоящее искусство. А советская власть давала деньги Тарковскому. Приди сейчас он со сценарием «Зеркала» к продюсеру... Ему бы сказали: «Парень, закрой дверь с той стороны».
При Советах получали деньги и Гайдай, и Шукшин, и Тарковский. Ну, лежали они какое-то время на полке. Сейчас девяносто процентов фильмов попадает туда. И никто о них, наверное, не узнает никогда. Вот такая грустная история.
Когда спрашиваю: что дала вам перестройка? Отвечают — можно ездить за границу. А ведь рухнули спорт, медицина, космос! Свобода слова? Да можно говорить что угодно. Но кто это слышит? Болтовня, выпускание пара. Когда мы снимали «Тараса Бульбу», ездили по украинским деревням. И простые тетки, мужики говорили: раньше мы были народом, а теперь — никто.
Владимир Светозаров в интервью газете «Культура»
Награды и память
Владимир Светозаров удостоен звания Народного художника России, лауреат Государственной премии и премии «Ника» за фильм «Кукушка» (2003), премии ТЭФИ за сериал «Идиот» Владимира Бортко (2003), дважды лауреат премии «Золотой орел» за «Турецкий гамбит» (2006) и «Тараса Бульбу» (2010).
В 2017 году 30 эскизов Владимира Светозарова были оцифрованы Президентской библиотекой и переданы студии «Ленфильм», а выставка его графических работ прошла в петербургском Доме кино.
В том же 2017 году, еще при жизни художника, в журнале «Сеанс» вышло интервью с ним и Мариной Николаевой, которая работала со Светозаровым на ряде фильмов. Недоумение вызывает лишь тот факт, что специализированный киножурнал, созданный при «Ленфильме» и находящийся непосредственно на территории «Ленфильма», умудрился взять интервью у художников «Ленфильма», не опубликовав при этом ни единого эскиза.
Художник за работой
В 2010 году молодой режиссер Михаил Ермолов, выпускник мастерской В. И. Гуркаленко и Н. В. Макаровой в СПбГУКиТ, снял документальный фильм, повествующий об одном дне из жизни Владимира Светозарова. Приятного просмотра!
👉 Читайте также о других художниках-постановщиках на канале:
Михаил Ромадин // Вера Зелинская // Алекс Макдауэлл // Жан Рабасс // Рашит Сафиуллин // Евгений Еней // Юрий Пугач