Найти тему

Ориентализм Эжена Делакруа

Ориентализм Эжена Делакруа - Остерегайтесь цвета!

Эжен Делакруа был французским художником, которого с самого начала карьеры считали лидером французской школы романтического искусства. Французские художники 19-го века, в том числе Делакруа, были очарованы Востоком и в их творчестве часто фигурирует ориентализм, стиль академического искусства 19-го века, затрагивающий темы Ближнего Востока и Северной Африки. Интерес к ориентализму возник с тех самых пор, когда Наполеон вторгся в Египет и Сирию в 1798–1801 гг. Хотя это вторжение было неудачным, оно вызвало большой общественный интерес к египтологии. Увлечение художников экзотическим, красочным и загадочным миром не прекращалось до первых десятилетий 20-го века.

Восточные, исламские, еврейские и другие семитские культуры были любимыми темами для картин. По мере того, как Франция все больше увлекалась Северной Африкой, художники стали чаще изучать эти культуры. Как правило, они изображали Восток ярким и чувственным, хотя это был скорее стереотип. Особенной популярностью пользовались томные барышни, отдыхающие в вальяжных позах.

Представляю вашему вниманию несколько работ Делакруа. Но будьте осторожны! В эти цвета трудно не влюбиться))

Эжен Делакруа, смерть Сарданапала, 1827
Эжен Делакруа, смерть Сарданапала, 1827

Смерть Сарданапала была вдохновлена работой другого романтика, поэта лорда Байрона. На картине мы видим оргию жестокости. Композиция в красных и золотых тонах изображает легендарного ассирийского царя, жестоко уничтожающего свои собственные богатства, чтобы затем совершить самоубийство. Мятежники напали на его замок, и смерть неизбежна. Сарданапал возлежит на роскошной кровати на вершине огромного костра. Он приказывает своим евнухам и дворцовым чиновникам перерезать горло женщинам, собакам и лошадям. Обратите внимание, что его женщины находятся на одном уровне с лошадьми и собаками. Ничему, из того, что служило его удовольствию, не суждено выжить. Подобная смесь секса, насилия, бездействия и роскоши составляет большую часть французской восточной живописи.

Эжен Делакруа, Одалиска, 1825
Эжен Делакруа, Одалиска, 1825

Одалиска была горничной или служанкой во дворце султана, часто в той его части, где проживали женщины. В популярном использовании слово odalisque может также иметь значение наложницы или любовницы богатого человека. В течение 19-го века одалиски стали обычными фантазийными фигурами в ориентализме, и были изображены на многих эротических картинах той эпохи.

Эжен Делакруа, Алжирские женщины, 1834
Эжен Делакруа, Алжирские женщины, 1834

В 1832 году Делакруа, наконец, посетил нынешний Алжир (который незадолго до этого был завоеван французами и марокканцами) в рамках дипломатической миссии при султане Марокко. Он был очень впечатлен увиденным и часто сравнивал образ жизни в Северной Африке с образом жизни древних римлян. После возвращения во Францию он продолжал рисовать людей и места, которые увидел в своей поездке. Многие из его сцен изображали евреев или воинов на лошадях. Как и многим востоковедам, ему было трудно рисовать женщин, поскольку они прятались в своих домах. Тем не менее, он как-то смог проникнуть в жилое помещения или гарем одного из домов, чтобы сделать набросок своих «алжирских женщин». Очень немногие более поздние сцены гарема могли похвастаться такой достоверностью.

Эжен Делакруа, Еврейская свадьба в Марокко, 1837-1841
Эжен Делакруа, Еврейская свадьба в Марокко, 1837-1841

Пока Делакруа был в Марокко, он делал записи о своих визуальных воспоминаниях. Эта картина является одной из тех, которые как раз основаны на таких заметках:

“Еврейская свадьба. Мавры и евреи у входа. Два музыканта. Первый: одна рука поднята, с отведенным большим пальцем, нижняя сторона другой руки очень затенена, сверху свет, шелковый шарф замотан вокруг головы, просвечивает местами; белые рукава, позади тень. Второй: сидит, подвернув каблуки под себя, в тунике. Гитара на коленях; затенение у пояса, красная жилетка с коричневым отливом, синяя за шеей. Рукава подвернуты до бицепса; за ним зеленые панели; бородавка на шее, короткий нос. Рядом со скрипкой - симпатичная еврейка; жилет, рукава, золото и амарант».

Эжен Делакруа, Фанатики Танжера, 1837-1838
Эжен Делакруа, Фанатики Танжера, 1837-1838

Делакруа стал свидетелем этой сцены через ставни окна в Танжере или Мекнесе. Сюжет трудно разобрать, но Делакруа предложил следующее объяснение в брошюре для Салона 1838 года:

«Эти фанатики называются Иссауи, в честь их основателя Бена Иссы. В определенное время года они встречаются за пределами городов; затем, возбуждаемые молитвами и дикими криками, впадают в настоящее опьянение, после чего, наводняя улицы города, проходят множество деформаций и совершают опасные действий».

Эжен Делакруа, Охота на тигра, 1854
Эжен Делакруа, Охота на тигра, 1854

Путешествие художника по Северной Африке стало его вдохновением на всю жизнь. Делакруа создал пару картин охоты. В «охоте на тигра» он иллюстрирует движение и насилие с помощью яркого, интенсивного освещения наиболее значимых деталей. В частности, видны тигр и ткань одежды, оживленные быстрыми жестами мужчин, нападающих на дикого зверя.

Автор текста: Зузанна Станска

Перевод: Устюшкин☺️