Ориентализм Эжена Делакруа - Остерегайтесь цвета!
Эжен Делакруа был французским художником, которого с самого начала карьеры считали лидером французской школы романтического искусства. Французские художники 19-го века, в том числе Делакруа, были очарованы Востоком и в их творчестве часто фигурирует ориентализм, стиль академического искусства 19-го века, затрагивающий темы Ближнего Востока и Северной Африки. Интерес к ориентализму возник с тех самых пор, когда Наполеон вторгся в Египет и Сирию в 1798–1801 гг. Хотя это вторжение было неудачным, оно вызвало большой общественный интерес к египтологии. Увлечение художников экзотическим, красочным и загадочным миром не прекращалось до первых десятилетий 20-го века.
Восточные, исламские, еврейские и другие семитские культуры были любимыми темами для картин. По мере того, как Франция все больше увлекалась Северной Африкой, художники стали чаще изучать эти культуры. Как правило, они изображали Восток ярким и чувственным, хотя это был скорее стереотип. Особенной популярностью пользовались томные барышни, отдыхающие в вальяжных позах.
Представляю вашему вниманию несколько работ Делакруа. Но будьте осторожны! В эти цвета трудно не влюбиться))
Смерть Сарданапала была вдохновлена работой другого романтика, поэта лорда Байрона. На картине мы видим оргию жестокости. Композиция в красных и золотых тонах изображает легендарного ассирийского царя, жестоко уничтожающего свои собственные богатства, чтобы затем совершить самоубийство. Мятежники напали на его замок, и смерть неизбежна. Сарданапал возлежит на роскошной кровати на вершине огромного костра. Он приказывает своим евнухам и дворцовым чиновникам перерезать горло женщинам, собакам и лошадям. Обратите внимание, что его женщины находятся на одном уровне с лошадьми и собаками. Ничему, из того, что служило его удовольствию, не суждено выжить. Подобная смесь секса, насилия, бездействия и роскоши составляет большую часть французской восточной живописи.
Одалиска была горничной или служанкой во дворце султана, часто в той его части, где проживали женщины. В популярном использовании слово odalisque может также иметь значение наложницы или любовницы богатого человека. В течение 19-го века одалиски стали обычными фантазийными фигурами в ориентализме, и были изображены на многих эротических картинах той эпохи.
В 1832 году Делакруа, наконец, посетил нынешний Алжир (который незадолго до этого был завоеван французами и марокканцами) в рамках дипломатической миссии при султане Марокко. Он был очень впечатлен увиденным и часто сравнивал образ жизни в Северной Африке с образом жизни древних римлян. После возвращения во Францию он продолжал рисовать людей и места, которые увидел в своей поездке. Многие из его сцен изображали евреев или воинов на лошадях. Как и многим востоковедам, ему было трудно рисовать женщин, поскольку они прятались в своих домах. Тем не менее, он как-то смог проникнуть в жилое помещения или гарем одного из домов, чтобы сделать набросок своих «алжирских женщин». Очень немногие более поздние сцены гарема могли похвастаться такой достоверностью.
Пока Делакруа был в Марокко, он делал записи о своих визуальных воспоминаниях. Эта картина является одной из тех, которые как раз основаны на таких заметках:
“Еврейская свадьба. Мавры и евреи у входа. Два музыканта. Первый: одна рука поднята, с отведенным большим пальцем, нижняя сторона другой руки очень затенена, сверху свет, шелковый шарф замотан вокруг головы, просвечивает местами; белые рукава, позади тень. Второй: сидит, подвернув каблуки под себя, в тунике. Гитара на коленях; затенение у пояса, красная жилетка с коричневым отливом, синяя за шеей. Рукава подвернуты до бицепса; за ним зеленые панели; бородавка на шее, короткий нос. Рядом со скрипкой - симпатичная еврейка; жилет, рукава, золото и амарант».
Делакруа стал свидетелем этой сцены через ставни окна в Танжере или Мекнесе. Сюжет трудно разобрать, но Делакруа предложил следующее объяснение в брошюре для Салона 1838 года:
«Эти фанатики называются Иссауи, в честь их основателя Бена Иссы. В определенное время года они встречаются за пределами городов; затем, возбуждаемые молитвами и дикими криками, впадают в настоящее опьянение, после чего, наводняя улицы города, проходят множество деформаций и совершают опасные действий».
Путешествие художника по Северной Африке стало его вдохновением на всю жизнь. Делакруа создал пару картин охоты. В «охоте на тигра» он иллюстрирует движение и насилие с помощью яркого, интенсивного освещения наиболее значимых деталей. В частности, видны тигр и ткань одежды, оживленные быстрыми жестами мужчин, нападающих на дикого зверя.
Автор текста: Зузанна Станска
Перевод: Устюшкин☺️