Наиболее известным итогом встречи двух президентов, польского и американского, рекламируется строительство АЭС в Польше. Что уже само по себе вызывает улыбку. Как минимум, в свете программы Еврокомиссии по сокращению, вплоть до полной ликвидации, доли атомной генерации в общей энергетике Европы, польско-американское соглашение выглядит натуральной фрондой.
Но в действительности, в этой шутке имеется только доля шутки. Остальное – суровая и циничная реальность.
Варшава всеми силами стремится стать «любимой женой» Вашингтона. И дядя Сэм на прошедшей встрече назвал конкретную цену. Если поляки желают разместить у себя 9 тыс. выводимого из Германии контингента Пентагона, они должны:
- довести долю военных расходов до 2% национального ВВП;
- в течение 2020-2021 годов потратить 4 млрд долларов на закупку истребителей F-35;
- перевести в твердые контракты все рамочные соглашения по закупке американского СПГ;
- за свои деньги заказать у США постройку в Польше атомной электростанции.
Из четырех пунктов Варшава на данный момент исполнила только первый. Военный бюджет страны на 2020 год достиг установленной планки. Со вторым пунктом могут возникнуть сложности, так как Сейм выделил военным 10,7 млрд долларов. Но власти страны иметь «лучшие в мире истребители» хотят слишком сильно. Так что, скорее всего, подзатянуть пояса согласятся. Тогда как с остальными требованиями не все так просто.
По разным протоколам о намерениях Варшава «договорилась» брать в США СПГ на 23 млн кубометров в год. Из которых собственные потребности составляют от силы 6 млн. Остальное предполагалось перепродавать в Европу. Преимущественно Восточную. Но цены на голубое топливо критично упали. Бизнес стал коммерчески невыгоден.
Пока все остается в формате протоколов о намерениях, Польша никаких расходов не несет. В случае выполнения ультиматума Трампа, даже не покупая сам газ, полякам придется оплачивать расходы по транспортировке и загрузку мощностей по сжижению в соответствии с принципом «бери или плати». В сумме издержки, а фактически оборок, составят в среднем около 2 млрд долл в год.
Ну, и АЭС, пока тоже существующая лишь в форме рамочного соглашения. Ее конкретного проекта еще нет, так что стоимость можно прикидывать лишь по аналогии с другими похожими объектами. Получается примерно 8 млрд долларов за энергоблок. Строительство занимает примерно 4 года.
Таким образом, за статус «лучшего европейского друга Америки» полякам предложили влезть в кабалу в размере 5,5 млрд долларов в год. В более наглядных понятиях – добровольно согласиться отдавать заокеанскому дядюшке 1% своего ВВП.
Последнее особенно интересно в свете двух других, на первый взгляд, с Польшей как бы не связанных событий. Помните, в начале июня сенаторы Тед Круз и Джинн Шейхин, внесли законопроект с новым пакетом санкций против «Северного потока–2»? Они предполагали «объявление вне закона» всех, любым боком, «трубы касавшихся», включая государственных регуляторов ФРГ.
И тут вдруг другие члены Палаты представителей американского конгресса подают на утверждение собственную версию поправки «Об уточнении закона о защите энергетической безопасности Европы» с гораздо более мягкими формулировками. А главное – без раздела, угрожающего государственным органам Германии. В то же самое время канцлер ФРГ Ангела Меркель выступает с заявлением, что Европе следует готовиться к миру без лидерства США.
Очень похоже, что Меркель с Трампом поговорили очень жестко. Берлинский «ах таааак, тогда мы вам за это» Вашингтону сильно не понравился. Американцы сообразили, что с давлением на немцев опасно перегнули палку. И не только на немцев, на всю старую Европу в целом.
Чтобы сохранить там хотя бы остатки влияния, Соединенным Штатам необходимо начать формировать на Континенте новый геополитический блок. Судя по всему – в Восточной Европе. С Польшей в качестве его лидера. Но не даром. За деньги. За польские деньги. Хватит ли у Варшавы злотых, чтобы ублажить американцев, – это второй немаловажный вопрос.