Расскажу, что удалось разузнать про семью, которой принадлежал этот дом. Ничего не предвещало находки, но наметанный глаз распознал в резном карнизе что-то необычное и понеслось. ⠀⠀
Выходит соседка, приглядывается, что я там хожу, я к ней и говорю: «я изучаю памятник деревянного зодчества, почему он у вас в таком состоянии?!» Она опешила, начала оправдываться и поделилась контактом прапрапрапра родственницы. Созвонился с ней и она немного приоткрыла картину. Оказалось, что этот дом был построен братьями (один был ее прапрапра дедушка), которые занимались изготовлением жильных струн. Понимаете? Музыкальные струны из кишок животных, которые они скупали на Украине и привозили в Рузский уезд.
Дальше все интереснее. Оказалось, что это была крестьянская семья, но после отмены крепостного права, им удается купить фамилию и они открывают завод по производству струн. Так как в России производство струн было не так развито, а братья делают их качественно, то спустя некоторое время они стремительно наращивают капитал. Семья строит несколько домов в деревне, конкретно в этом жил старший брат, рядом с ним располагался завод по производству струн. Семья богатела, они занимались благотворительностью, покупали иконы для местной церкви, оплачивали печать книг, участвовали в скачках, держали конный двор. Но! Умирает один из братьев и началась дележка имущества, семья долго судилась и посорилась в край.
Началась революция, дом национализировали, всех, кто на тот момент жил в доме вывезли в Кузбас и расстреляли, в доме организовали школу, затем преобразовали в ДК. По стечению обстоятельств директором дома культуры работала мама нашей рассказчицы, выходит дом вернулся к семье, но 15 лет назад все растерзало безвременье.
Сейчас дом утратил свой дух, администрация продала кому-то наличники, крыша протекала и обвалились перекрытия. В доме была дубовая лестница(сперли), стояли потрясающей красоты колориферные печи (И.Песельник) их было три(все разрушено и украдено), топились они из подвала, там стояли топки и потом по воздуховодам отапливались помещения и нагревались печи.
Вот об остатках печи и немного расскажу.
Когда я попал в дом, а сделать это было не сложно, до меня тут уже покуролесили все кому не лень, передо мной предстала удручающая картина, в одной из комнат была огромная яма-провал в подвал, все висело на линолеуме и старых досках и среди мусора я разглядел красивые изразцы.
С виду это просто груда мусора, но я все же решил аккуратно спуститься в яму и исследовать осколки.
По чуть-чуть я аккуратно вытаскивал плитки и складывал в стопки, что бы вывезти и спасти от окончательной утраты.
Дом изуродован временем и людьми, печи все разрушены, разобраны на кирпичи, но изразцы предстают большую ценность.
Оказалось, что изразцы были созданы на заводе им. Ицки Песельника
Клеймо «И. Песельникъ г. Копысь». Заводы Ицки Песельника. Первый и, вероятно, крупнейший завод в Копыси образован Песельником в 1860 году. Выпускал так-же огнеупорный и печной кирпич. Позже появился второй завод, который производил изразцы, сложнопрофильные карнизы и стеновые угловые элементы печей.
Каково же было мое удивление, что из груды мусора я доставал целыми плитки, где-то проглядывались мотивы модерна, но они были залиты несколькими слоями масляной краски и разглядеть детали было сложно.
Я все аккуратно складывал и носил в машину, потому что оставлять это в яме было глупо, несмотря на то, что дом до сих пор числиться на балансе деревни.
Люди, которые не ценят свою историю - это уникальное явление нашей страны. Годы стирания из памяти всего значимого и ценного сделали свою работу.
Мною было спасено около 80 плиток и несколько элементом декора печи.
Изразцы были выполнены в традициях первых терракотовых печей. Они ни чем не покрывались и представляли собой такую красивую натуральную печь. В последующие годы эксплуатации их мучали масляной краской.
Пока, к сожалению, я не смог найти в опубликованных каталогах именно тот рисунок, что изображен на спасенных изразцах, но, возможно, потребуется архивная работа и помощь музейных работников.
А вот в таком виде предстала печь когда я сложил найденные детали
К сожалению, очень много утрачено из элементов декора, но все же я очень рад, что смог спасти часть истории.