Найти в Дзене
Remont1969

АМО-Ф-15. 1924. Итальянская полуторка в советской шинели или 10 лет спустя.

АМО-Ф-15 (Принятое наименование) (АМО Ф-15/АМО Ф15/"АМО" тип Ф-15) Страна: СССР Производитель: Московский автомобильный завод АМО/ 1-й Государственный автомобильный завод Год выпуска: 1924-1931 Кол-во: 6285 Размеры: 5050х1760х2250 мм Масса пустого 1920 кг Грузоподъёмность1500 кг Экипаж: 1 Двигатель: 4396 см3, 35 л.с. Где увидеть: АМО-Ф-15 (пожарная машина на шасси Промет). Москва. Политехнический музей. На профильных автомобильных выставках, пока сам музей закрыт. АМО-Ф-15 (пожарная машина на шасси Промет). Санкт-Петербург. Экспозиция пожарно-технической выставки им. Кончаева Реконструкция шасси АМО Ф-15 с использованием оригинальных деталей . Частный владелец в Самаре. Профильные выставки. Выставлялось на выставке в Москве "Моторы Войны 2016" АМО-Ф-15 шасси 1338, Москва, Музей ЗиЛ, Сокольники. Легко сделать копию, когда у тебя есть все, только не знаешь как. Нашел оригинал, нарисовал 1:1, что-то подправил, вот тебе и Shenyang J-16, и летает почти как Су-35. А когда нет поч
АМО-Ф-15 (1924−1927), автомобиль первой промышленной серии.
АМО-Ф-15 (1924−1927), автомобиль первой промышленной серии.

АМО-Ф-15 (Принятое наименование) (АМО Ф-15/АМО Ф15/"АМО" тип Ф-15)

Страна: СССР

Производитель: Московский автомобильный завод АМО/ 1-й Государственный автомобильный завод

Год выпуска: 1924-1931

Кол-во: 6285

Размеры: 5050х1760х2250 мм

Масса пустого 1920 кг

Грузоподъёмность1500 кг

Экипаж: 1

Двигатель: 4396 см3, 35 л.с.

Где увидеть:

АМО-Ф-15 (пожарная машина на шасси Промет). Москва. Политехнический музей. На профильных автомобильных выставках, пока сам музей закрыт.

АМО-Ф-15 (пожарная машина на шасси Промет). Санкт-Петербург. Экспозиция пожарно-технической выставки им. Кончаева

Реконструкция шасси АМО Ф-15 с использованием оригинальных деталей . Частный владелец в Самаре. Профильные выставки. Выставлялось на выставке в Москве "Моторы Войны 2016"

АМО-Ф-15 шасси 1338, Москва, Музей ЗиЛ, Сокольники.

-2
Легко сделать копию, когда у тебя есть все, только не знаешь как. Нашел оригинал, нарисовал 1:1, что-то подправил, вот тебе и Shenyang J-16, и летает почти как Су-35. А когда нет почти ничего: завод построен на 75%, нет смежников, рабочих, инженеров, станков, даже скопировать особенно не с чего, тогда производство вообще, а серийное это подвиг. Так было и с АМО-Ф-15, хотя в названии и присутствует Ф-15 - FIAT-15, но правильно считать советскую машину не копией, а автомобилем, построенным по мотивам Фиата. Хотя уже ярославские трехтонки не стали называть ЯГЗ-У-3, типа Ярославский-Уайт-3-х тонный, но они и изначально были дальше по конструкции от копируемого оригинала. История АМО-Ф-15 описана почти везде в литературе и постах, связанный с развитием российского автопрома и поэтому только отметим штрихами, более подробно описание истории и завода можно найти легко. Хотя отдельной книги об этой машине пока нет. Будем искать.
-3

Закупленных братьями Рябушинскими 1500 комплектов грузовиков FIAT-15ter в Турине хватило на загрузку сборочными операциями завода в Москве до 1919 года, когда были выпущены последние 108 машин российско-итальянского производства. Зачастую в комплектах для сборки не хватало деталей, часть ломалась, выходила из строя, и на производственных площадках АМО делали новые детали на замену. После окончания комплектов для сборки завод фактически перешел на ремонт грузовиков Уайт, который было гораздо больше чем Фиатов, к тому же они были более изношены, чем относительно новые итальянские машины. После ремонта, а фактически производства 131 машины, которые смело можно называть Уайт-АМО, на заводе решили замахнуться на большее, начать реальное производство собственных грузовиков. Идею, с выпуском серийных Уайт-Амо, как был этого не хотелось, отклонили, на АМО все сохранившиеся оборудование было ориентировано под типовой размер меньший чем у среднетоннажного Уайта. И поэтому вернулись обратно к идее налаживания выпуска ФИАТ-15тер на базе имевшегося у завода оборудования. Завод предварительно переименовали в Завод АМО имени Пьетро Ферреро, итальянского боевика и профсоюзного деятеля в Турине, зверски убитого в 1922 году. Первый грузовик нового типа был готов в ночь на 1 ноября 1924 года.

Машина из первой предсерийной партии
Машина из первой предсерийной партии

Подготовка производства заняла 10 месяцев, на заводе все время искренне надеялись, что плохие времена пройдут и все таки производство собственных машин будет, сохранили два образцовых FIAT-15Ter, 163 чертежа, полученных из Италии, и 513, изготовленных уже на самом АМО, при подготовке к производству в 1917-1919 годах. Первая машина была собрана в ночь на 1 ноября 1924 года, а 6 ноября закончили сборку десятой, машины предсерийной партии, которая уже на следующий день прошла на параде по Красной площади. До марта 1925 года шли испытания и подготовка полноценного серийного производства, в 1925 году изготовили 113 машин, а в с 1926 году – уже 342. В 1927 машины модернизировали, начав выпуск автомобилей с деревянными крышами кабин, сухим сцеплением и другим механизмом рулевого управления. В 1928 начали выпуск 3-й серии - с электрическим стартером и другой системой питания.

-5

4-х цилиндровый рядный карбюраторный двигатель имел классическую компоновку с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов. Полностью повторять итальянский варианта не стали, не позволяло оборудование получать очень малые допуски при обработки, но зато двигатель стал более неприхотлив к смазке и топливу и более ремонтопригоден. Мотор объёмом 4396 смз выдавал 35 лошадиных сил при 1400 об/мин. Цилиндры двигателя отливались одним блоком заодно с рубашкой охлаждения и съёмной головки не имели.

-6

На хвостовике коленчатого вала насаживался литой стальной маховик большого диаметра, восемь спиральных спиц которого имели форму лопастей вентилятора и создавали поток охлаждающего воздуха через радиатор. Такое расположение вентилятора при переднем расположении радиатора требовало особого, герметичного кожуха и плотного (без щелей) прилегания боковин капота, поэтому увидеть работающий АМО-Ф-15 с открытыми боковинами капота было невозможно.

АМО-Ф-15 (1927−1931), вторая промышленная серия. У этой машины появилась жёсткая крыша
АМО-Ф-15 (1927−1931), вторая промышленная серия. У этой машины появилась жёсткая крыша

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а с 1927 года директорам стал И.А. Лихачев, чьё имя вошло в историю и как наименование завода. Несмотря на то, что уровень производства АМО-Ф-15 приблизился к запланированному еще при имперской власти, машина производилась полукустарным методом, каждая деталь изготавливалась и подгонялась по месту, как в ремонтном производстве. В 1927-28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей, в то время как автомобиль Форд-ААс доставкой в страну стоил в десять раз меньше - 800—900 рублей. Это для молодой республики было неприемлемо.

АМО-Ф-15 (1927−1931), вариант второй промышленной серии. У этой машины, в отличие от первой серии, появилась жёсткая крыша, а также ряд других усовершенствований конструкции.
АМО-Ф-15 (1927−1931), вариант второй промышленной серии. У этой машины, в отличие от первой серии, появилась жёсткая крыша, а также ряд других усовершенствований конструкции.

На шасси АМО, как единственно возможном, было построено ряд интересных вариантов, из которых выделялась небольшая серия штабных легковых машин, а дизайне которых базовая машина совершенно не узнавалась. Это был явный образец для немецких неполноприводных штабных машин, которые во время второй мировой войны сотнями выпускались на заводах Германии.

АМО-Ф-15, штабной автомобиль. Изготовлен небольшой партией как легковой автомобиль, кузов работы Ивана Германа,
АМО-Ф-15, штабной автомобиль. Изготовлен небольшой партией как легковой автомобиль, кузов работы Ивана Германа,

Как единственный производящийся в РСФСР автомобиль использовался активно и в армии. В частности на нём базировался первый броневик советского производства БА-27. На парадах показывали АМО со стоящими в кузове 4-мя станковыми пулеметами Максим, но это было исключительно парадная импровизация.

На фотографии из RCforum.ru хорошо видна вся техника моторизованной бронетанковой части, мотоциклы, танки и грузовики АМО-Ф-15.
На фотографии из RCforum.ru хорошо видна вся техника моторизованной бронетанковой части, мотоциклы, танки и грузовики АМО-Ф-15.

Вполне удачная, хорошо приспособленная для российских дорог и реалий, грузовая машина АМО-Ф-15 заслуженно вошла в историю советского и российского автопрома, как первый блин, но совсем не комом, а так немного с комочками:-))

-11

В июле 1926 года на ленинградском заводе "Промет" объединения «Тремасс» (трест заводов массового производства) выпустили первый советский автонасос-линейка на шасси АМО-Ф-15, а с 1927 года пожарную машину на шасси АМО начали выпускать на заводе в Москве. 12 пожарных «линеек» выпустили в 1927-1929 годах и на самом АМО. Всего выпустили 308 машин пожарных линеек.

-12

Всего сохранилось три автомобиля АМО-Ф-15, из них два - пожарные линейки. Один АМО-Ф-15 хранится в музее Управления городской пожарной службы Санкт Петербурга. Другой, изготовленный Миусским за­водом в Москве, в экспозиции столичного Политехни­ческого музея. Пожарный автомобиль АМО-Ф-15 в экспозиции пожарно-технической выставки им. Кончаева, Санкт-Петербург был выпущен на заводе "Промет".

Фто: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyiy-avtomobil-amo-f-15.html
Фто: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyiy-avtomobil-amo-f-15.html
АМО-Ф-15 автопомпа-линейка выпуска миусского механического завода. Фото 2018 года, Галерея Сорокина-2018.
АМО-Ф-15 автопомпа-линейка выпуска миусского механического завода. Фото 2018 года, Галерея Сорокина-2018.

На выставке Моторы войны в выставочном комплексе Крокус-Экспо в марте 2016 года демонстрировалась реконструкция шасси АМО Ф-15 с использованием оригинальных деталей. Дальнейшая её судьба неизвестна.

Шасси АМО-Ф-15 Фото 2016 года с выставки "Моторы войны".
Шасси АМО-Ф-15 Фото 2016 года с выставки "Моторы войны".

Комплектный автомобиль третьей серии АМО-Ф-15 1929 года выпуска, шасси №1338 экспонируется в "Музее ЗиЛ" в Сокольниках. Машина как испытательная не передавалась в эксплуатацию и использовалась на заводе для проведения сравнительных испытаний с грузовиками Autocar, выпуск которых начался параллельно с Ф-15 в 1930-м. Машина была отреставрирована последний раз в 1980-х годах. На музейном грузовике оригинальный бензиновый рядный 4х-цилиндровый двигатель АМО-Ф15 объемом 4396 см3, мощностью в 35 л.с. и четырёхступенчатая механическая коробка передач. Вес автомобиля 3550 кг. Именно этот грузовик из заводского музея использовался как образец для всех рисунков и "рекламы" в советское и постсоветское время.

 АМО-Ф-15 шасси 1338 выпуска 1929, Москва Сокольники Музей ЗиЛ  Фото 2018 года
АМО-Ф-15 шасси 1338 выпуска 1929, Москва Сокольники Музей ЗиЛ Фото 2018 года

АМО-Ф-15 внес большой вклад в интерес к истории отечественной техники, множество статей, фотографии и слов "Первый советский грузовик", сделали своё дело, долго время считал, что машин до этой на наших землях вообще не производилось. С АМО-Ф-15 связана и первая пластиковая модель автомобиля в СССР, выпущенная в 1983 году в масштабе 1:43 Московским заводов игрушек «Прогресс», по оригинальным чертежам и по обмерам реального АМО Ф-15. Модель состояла больше чем из 80 деталей, и честно скажу, уже освоившись со склеиванием Нововских самолетов с двух заходов получить приличную модель не удалось. Но главную роль – пропаганду отечественного автопрома – она сыграла!

Если ручки были кривые поставить на полку "Амошку" можно было в нескольких вариантах и в масштабе 1:43 в позднесоветские времена. В наши западные части страны такие модели не завозили, но и 5,50 р за Элеконовскую модель было очень дорого, но где-то они точно были. Первой "моделью" АМО-Ф-15 стала в 1984 году пластмассовая копия из Алма-Аты с Производственного объединения по переработке пластмасс «Кзыл-Ту», которое выпускало три варианта игрушечных АМО Ф-15: бортовой грузовик, автобус и штабной автомобиль, разработанные в Научно-экспериментальном институте игрушки в Сергиевом Посаде, они и были по жизни игрушками.

Модель «Кзыл-Ту» Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев
Модель «Кзыл-Ту» Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев

Самой массовой стала модель АМО Ф-15 ранних выпусков казанского НПО «Элекон», гораздо более известная своими КАМАЗами, выпускавшего модель с середины 1980-х годов. Машинка имела большое количество мелких деталей: фары на ножке, клаксон с отдельной резиновой грушей, внешние рычаги управления и радиатор с разъемной решеткой и у ранних моделей действующая задняя подвеска. В 1990-е годы «Элекон» выпускал и фэнтазийные варианты базового АМО Ф-15: почтовый фургон, автоцистерна «Керосин», санитарный.

АМО-Ф-15 завода Элекон. Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев
АМО-Ф-15 завода Элекон. Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев

Модель позднего АМО Ф-15 образца 1927 года выпускал сам ЗиЛ, или
точнее Рославльский автоагрегатный завод ПО «ЗИЛ» с 1987 года. Модель имела металлические кабину, борт, раму, диски колес и фары, у моделек позднего выпуска сделали и имитацию мотора и подвески.

АМО-Ф-15 завода ПО Зил Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев
АМО-Ф-15 завода ПО Зил Фото: Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев

Ну а с приходом на наш рынок ДеАгостини проблема поставить на полку модель АМО-Ф-15 вообще перестала быть проблемой. В 87-м выпуске журнальной серии "Автолегенды СССР" вышел базовый ранний грузовик, в 217-м выпуске - автобус, а в 72-м выпуске смежной серии "Автомобили на службе" вариант в ливрее Скорой Медицинской службы.

Выпуск 87. Автолегенды СССР. АМО-Ф-15
Выпуск 87. Автолегенды СССР. АМО-Ф-15

Выпуск 32. Автомобили на службе. АМО-Ф-15-медицинская помощь
Выпуск 32. Автомобили на службе. АМО-Ф-15-медицинская помощь

Выпуск 217. Автолегенды СССР. АМО-ф-15 Автобус.
Выпуск 217. Автолегенды СССР. АМО-ф-15 Автобус.

Источники:

http://zil-museum.ru/realnye-istorii-eksponatov/27-amo-f15

https://en.wheelsage.org/amo/f15/gallery/kxo7vc

http://www.gruzovikpress.ru/article/18208-masshtabnye-modeli-amo-f-15-v-sssr-perviy-sovetskiy-i-ego-kopii/ - Первый советский и его копии. Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР. Денис Дементьев

https://www.popmech.ru/vehicles/260402-13-avtomobiley-amo-pervye-sovetskie/