– Какой, какой век? – переспросил я.
– Атомный, – говорила мне моя знакомая. В 60-е годы люди считали, что атомная энергия – это пик прогресса. Вдохновлялись им. Экспериментировали с инновационными материалами: здания, мебель и даже одежду…
Так началось знакомство с новым заказом.
Предыстория: По следам Битлз
В антиквариат меня привели Битлз. Интересуясь культурой 60-х, ещё студентом я купил книгу про музыку, моду и быт того времени. Что-то про интерьеры в стиле Битлз. Там было описание культовых вещей, почему они были радикальными, были даже цены. Больше всего запомнились игрушка «Жёлтая подводная лодка».
– Про атомный век понятно, - ответил я. А при чём тут реставрация?
– Клиенту привезли кресло, у которого рассыпается поролон, - сказал она.
И тут меня осенило. В книге рассказывалось, что из-за экспериментов с новыми видами пластика, большинство мебели и одежды 60-х не сохранилось: виниловая одежда рассыхалась и рассыпалась на куски, а модные бинбэги, набитые пластиковыми шариками начинали приобретать неприятный запах, и их выбрасывали.
Работа
Кресло было массивным, круглым, с лепными орнаментом. Сразу напомнило фильм «Чужие» и работы Ханса Руди Гигера.
Кресло было авторским, американского дизайнера Эйдриана Пирсолла.
Поролон был в ужасном состоянии. Форма скаталась. А запах… Он был тонкий, пронзительный. Вот вам и эксперименты с пластиком.
Первым делом мы сняли чехол, убрали поролон и очистили следы склейки.
Оказалось, что у каркаса не круглая, а овальная форма.
Поролон резали помощью специального ножа и склеивали из двух форм: разрезанного наполовину валика и прямоугольного. В итоге получилась форма, повторяющую задуманную дизайнером.
Склеивали поролон мебельным клеем Тапицер. Есть современные клеи, но мы решили повторить весь путь мастера и выбрали «олдскульный» вариант. Польскую марку Тапицер любили советские мебельщики.
Склеивали поэтапно, монтируя за раз четверть овала.
Заменили и низ, вырезав его из оргалита.
Оригинальную зелёную обивку из бархата тоже решили поменять – пластиковый запах пропитал и её. Для замены выбрали бархатную ткань Holland & Sherry.
Восемь недель. Столько по времени потребовалось, чтобы бархат приехал из Шотландии и прошёл все немыслимые таможенные проверки.
Результат
Кресло Эйдриана Пирсолла в новой интерпретации. Оказалось, что у кресла есть ещё и название. Brutalist. Брутальное. Вне всяких сомнений.