Найти в Дзене
History_Myth_Time

Славянская Мифология - Домовой

Домовой - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людейи животных. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное - это мудрость и умение лечить людей и животных Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми. В православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и осуждают тех, кто заигрывает с ними. Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода; либо умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадц
Домовой
Домовой

Домовой - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людейи животных. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное - это мудрость и умение лечить людей и животных

Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми. В православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и осуждают тех, кто заигрывает с ними.

Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода; либо умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам; а также умерший без покаяния мужчина. Иногда полагали, что домового сотворил Бог и он даётся Богом каждому дому.

Также есть предположение, что вера в домового восходит к древним временах человеческих жертвоприношений, когда в основание новой постройки закладывалась так называемая строительная жертва. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Сербии и Болгарии. Позже человека заменило жертвенное животное.

Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами.

Домового обычно представляли в облике живого или уже умершего хозяина или хозяйки дома. Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: например, торчком стоящие уши, шерсть (в цвет волос хозяина дома) или длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясаная кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.

Ещё домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только вещи понадобятся человеку. Если замечают пропажу каких-то вещей, то обращаются к домовому с просьбой " Домовой, домовой поиграй и отдай".

Домовой может принимать облик любого члена семьи (особенно отсутствующего), животного (чаще змеи, ласки, кошки, петуха, крысы). представляли существом маленького роста, взъерошенным, с длинной бородой, добродушным, безвредным и большим шутником.

Домовой не любит, когда за ним подглядывают и редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними.

Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена домового (домовиха) и дочь (домовинка), в других — самостоятельные персонажи — мифологические хозяйки дома. Одни считали, что домовые одиноки, другие — что состав семьи домового повторяет число членов семьи в доме.

Домовиха поддерживает порядок и лад в доме хорошей хозяйки, помогает ей в хозяйственных делах, присматривает и качает детей, даёт им какие-то волшебные лечебные травы, поддерживает огонь в очаге. Нерадивых и нечистоплотных хозяек домовиха не любила и оттого мстила, портила приготовленные блюда. Согласно белорусским поверьям, не вышедшие замуж домовички склоняют к связи с собой человеческих юношей.

Редко находились верующие, что домовой может быть близок с женщинами, особенно с молодыми вдовами. Дети, рождённые от домового, умирали до крещения и обитали в подполье или за печкой. Подобно любой нечистой силе домовой мог похищать детей, особенно проклятых матерью. Поэтому в доме с некрещёным ребёнком не тушили на ночь огонь.

Живёт домовой в укромных местах: на печи за трубой или в трубе, в запечье и подпечье, у порога или под ним, на чердаке, в подполе, за сундуком, в углах.

Его часто видят в хлеву, конюшне, сенном сарае. В некоторых русских областях верили, что домовой живёт в специально подвешенной для него во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей, называемой «матка». Место, облюбованное домовым, нельзя занимать — можно заболеть.

Верили, что без домового в семье несчастья, поэтому при переезде в последнюю ночь или перед выходом из старого дома приглашали домового на новое место: «Хозяин мой, пойдём со мной". В некоторых селах крестьянин, перебираясь в новую избу, переносил из старой печи в новую горящие угли и приглашал домового в выстроенное жильё, обращаясь к нему с приветом: «Милости просим, дедушка, в новое жильё». В старой усадьбе открывали ворота или лаз из подполья, клали перед ним лапоть и кликали домового, затем вещи переносили в новый дом, а лапоть тащили всю дорогу на верёвочке, где якобы ехал домовой. Первый ломоть хлеба, отрезанный за обедом в новом доме, закапывали в правом углу под избой. Если взрослый женатый сын переезжал в новый дом, то с ним переезжали дети главного домового. На Русском Севере считали, что чужого домового, который новосёлам может мстить, необходимо выпроводить, а потом звать своего: «Ты уж освободи нам дом, помещение. Хозяева твои уехали, и ты уезжай». Чужой домовой покидал обычно дом в виде какого-то животного.

Когда строили новый дом в подпол клали монетку, а то и четыре — по четырём углам сруба — для домового. Когда первый хлеб в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового. Считалось, что первый житель дома, или кто первым переступит порог нового дома — станет потом домовым.

В северорусских сказаниях домовой выступает как хозяин дома, чьи требования нужно выполнять, а гнев смягчать подношениями. По мере продвижения на юго-запад образ домового приобретает черты капризного и проказливого существа, который своими проделками портит человеку жизнь, мучит скотину.

Домовой охраняет благополучие в семье и наказывает ссорящихся, сторожит хозяйство, поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ходит за водой, ухаживает за скотом. Если домовой любит скотину, то чешет гриву и хвост, кормит и поит, чистит, а нелюбимое животное мучит, заколачивает до смерти. Если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, словно после долгой скачки.

Поэтому хозяева покупали лошадей и коров той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. С просьбой беречь скотину к домовому обращались весной перед первым выгоном на пастбище и осенью — когда скот загоняли на зиму в хлев.

Своим поведением или внезапным появлением домовой предостерегает об опасностях, отводит беду. Перед смертью члена семьи воет, храпит, топчется, стучит, хлопает дверьми, мяукает, оставляет на теле спящего синяки, гладит его холодной рукой. Перед смертью хозяина дома — появляется в его шапке. Перед пожаром стучит в окно, прыгнет с чердака или плачет — к беде; если смеётся, то ожидается счастье. Если идет большая нежданная беда, извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню. Перед важным событием в семействе домовой садится на грудь спящего. Если в этот момент спросить «К добру или к худу?», он ответит: если промолчит или покашляет — к худу. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.

Рассерженный домовой проказничает: прячет вещи, пугает, шумит ночами в подполе или на чердаке, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, стягивает со спящего одеяло, съедает оставленные продукты, путает пряжу и пр. Чтобы не рассердить домового следует избегать ссор особенно в хлеву и на дворе, нельзя стоять на мусорной куче, женщине нельзя спать без белья или выходить из дому с распущенными волосами, нельзя ночью работать или кормить ребёнка, ложиться спать без ужина, занимать любимое место домового или ставить туда какие-то вещи.

Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечести, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.

Врагами домового являются навьи, которые, как и он, предпочитают селиться в людских домах, однако навьи гораздо слабее домовых и потому победить не могут, но если домовой ослаблен, то навья может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться от домового. Так же иногда случаются стычки у домового с разбушевавшимися банниками, водяными или лешими, которые пытаются проникнуть в дом.

Считалось, что колдун может наслать на семью чужого «лихого» домового, который примется приносить вред хозяйству. Существовало несколько способов помощи своему домовому против чужого, заговоры, также в хлеву вешались венки, сплетённые на Троицу.

Убить домашнего духа невозможно, но можно отпугнуть железом. Домовой не нападает на людей и потому бороться с ним не нужно, однако если домовой рассердился, то его необходимо задобрить, преподнеся духу в подарок кашу, хлеб с солью, куриный пирог или нюхательный табак, и вежливо попросить прощения. Спастись от разгневанного домового, который берётся душить, можно бранью и крестным знамением; молитв он не боится. В хлев для защиты скота вводили козла, вешалась мёртвая сорока либо зеркало. Хозяин дома мог махать длинной липовой палкой, чтобы припугнуть домового, или воткнуть над дверью нож.