В школьные годы, когда я зачитывался Кастанедой, моим любимым фильмом был «Дорз» Оливера Стоуна, в котором, кроме погружающей в транс музыки самого Моррисона, я видел созвучие с книгами знаменитого «антрополога».
Чуть позже к этому списку фильмов, вдохновленных Кастанедой (как мне казалось), добавился еще один фильм Стоуна – «Прирожденные убийцы».
"Дорз"
В фильме тема шаманизма основная и представлена явно. Сам Моррисон (его блистательно сыграл Вэл Килмар) показан «городским шаманом», лишенным шаманского воспитания, но чувствующим эту магическую силу внутри себя, проявляющуюся через песни и музыку.
В детстве он стал свидетелем гибели в автомобильной аварии индейского шамана. И как считал сам Джим, а Стоун развил эту тему в фильме, дух шамана поселился в его теле, превращая и его самого в шамана.
И это он (дух шамана) выполняет свои магические обряды через песни, подчиняя их звучанию всех присутствующих...
Всю жизнь Джимма Моррисона Стоун изобразил как шаманское путешествие, где каждый концерт – это индейский ритуал, а сам Джим - шаман, который своими песнями вводит тысячи людей в транс, доводя их и себя до исступления…
Ранний Оливер Стоун гениально снимал психоделическое кино. Если бы такой жанр существовал, то он был бы его первооткрыватель.
"Прирожденные убийцы"
В этом фильме тема шаманизма лишь косвенно затронута в сюжете, но является ключевой и поворотной для осмысления героями самих себя и своих поступков.
Сам фильм – жестокий, шокирующий и провокационный, но при этом концептуальный, с двойным дном и множеством смыслов, которые далеко не всегда проговариваются словами, но преподносятся на интуитивном уровне через образы и повороты сюжета.
Герои фильма – современные Бони и Клайд, которые ради внутренней свободы рушат все рамки и запреты, разъезжая по стране и убивая всех подряд ради драйва и удовольствия.
На этом фоне показано все наше общество, где выясняется, что жестокость и эгоизм – это то, что в нас, в каждом человеке.
Начальник тюрьмы, пытающий заключенных из садистского наслаждения, репортер, идущий по пятам за героями ради интервью и не имеющий никаких моральных ориентиров. Сильные мира сего, циничные и подлые – ничем не отличаются от наших героев, которым в какой-то момент начинаешь даже сочувствовать, ведь они делают открыто то, что другие пытаются скрывать и прятать внутри себя, демонстрируя окружающим лишь маски, скрывающие монстра.
Фильм-сатира, временами смешная, циничная и вскрывающая лицемерие человеческого общества.
Что же касается шаманской темы, то она появляется во второй половине фильма, когда герой Вуди Харрельсона раненым попадает в хижину шамана. Тот его выхаживает и пытается изгнать демонов, которых в нем видит…
Этот момент, хоть и небольшой по хронометражу, станет смысловым стержнем фильма и предопределит судьбу героев.
Телеграмм-канал @kinostrannic