В предыдущей статье о логопедических книгах я обещала рассказать о том, почему же прописи не формируют навык письма. Когда встает вопрос о том, что пора ребёнку готовиться к школе, многие родители начинают скупать в книжных магазинах прописи, как можно больше прописей. Многие думают, что это сформирует почерк или научит писать. Не научит.
Во - первых, процесс формирования навыка письма состоит не только в том, чтобы научить ребёнка держать ручку и обводить различные линии. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т. п.). И если проблема в созревании в одной из выше перечисленных функций, прописи тут не помогут, ничего не получится. В лучшем случае, будет закрепляться неправильный навык.
Во-вторых, прописи учат только СПИСЫВАНИЮ И СРИРОВЫВАНИЮ. И этот процесс, как правило, не сопровождается осознанностью, происходит просто механическое движение руки по трафарету, тогда как письмо требует полного погружения сознания в процесс. Можно сколько угодно покупать прописей, заставлять ребёнка писать в них и получить что - то похожее на почерк, но когда в первом классе ему нужно будет записать слова под диктовку или свои мысли - этот почерк "исчезнет", потому что это - еще не навык письма. Если бы красивый почерк зависел бы от прописей, которые ребёнок исписал от и до, то у врачей не было бы таких проблем 😁
Что нужно для того, чтобы ребёнок овладел навыком письма?
- сформированный фонематический слух;
- хорошо развитая зрительная память, чтобы ребёнок запомнил графический образ каждый буквы;
- сформированная зрительно-моторная координация;
- в процессе ребёнок должен думать о правилах или смысле текста, во многом это зависит от саморегуляции и самоконтроля поведения, длительной концентрации внимания.
Считается, что в комплексе все это формируется как единое целое к 10-11 годам. В этом возрасте должен быть стабильный почерк, который не зависит от того, что ребёнок сосредотачивает всё свое внимание только на содержании текста при необходимости выразить свою мысль письменно.
1. Фонематических слух.
О нём более подробно можно прочитать в этой статье "Фонематический слух - основа правильной речи". Развивать его следует до момента обучения чтению и письму, когда у ребёнка формируется правильное звукопроизношение. нарушения звукопроизношения тоже следует устранить как можно раньше. Именно дисграфия - нарушение письма, чаще всего у детей с логопедическими проблемами.
2. Графический образ буквы.
Здесь важно то, на сколько хорошо развита зрительная память и восприятие. Отличные игры-помощники: узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, нахождение отличий, графические диктанты, выкладывание букв из разных материалов (счетные палочки, фасоль, макароны), дорисовка недостающих элементов буквы, развличные вариации игры "Мемори". Все эти игры - отличная профилактика оптической дисграфии 👍
3. Зрительно-моторная координация.
Вижу цель, но попасть туда не получается. Очень часто дети, у которых есть с этим проблема, не видят клеточки или пишут выше/ниже той строчки, где нужно было. Лучшие игры для развития этой сферы доступны нам уже очень давно. И это не прописи! Отличная игра "Съедобное - несъедобное", смысл в том, что к движению рук добавляется необходимость принимать решения и думать. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком. Игра практически повторяет сложный принцип «go/no go». Еще несколько вариантов - это лопать мыльные пузыри (попробуй их поймай!), теннис, бадминтон, дартс с мячом. А также много-много других различных игр, в которых необходимо одновременно задействовать моторику и зрительное внимание.
4. Моторный навык при письме.
Дак что же получается, не использовать прописи совсем? Почему же, использовать, только ровно столько, сколько требует этого школьная программа, без фанатизма. Именно школа и в начальном звене, с рекомендациями от учителя. В дошкольном возрасте полезнее будет использовать игры с пластилином, рисование, разлиные виды творчества и другие игры на мелкую моторику. Отличная тренировка лучезапястного сустава - привязать верёвку к двери, а на её конце палочку. Задача ребёнка дойти до ванной комнаты, при этом накрутить на палку верёвку.
Ближе к школе, в возрасте 6 - 7 лет полезно составлять слова и писать под диктовку. Начните, к примеру, с имени ребёнка, мамы, папы или имени любимого домашнего животного, игрушки. Пишите друг другу записки, буквально по одному предложению, это может быть название блюда на завтрак, список покупок в магазин, письмо деду Морозу и т.д. Это будет полезнее, чем использовать прописи.
Закончить я хочу данную статью словами Л. С. Выготского: "Овладеть письменной речью возможно только при условии, если в первые школьные года ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи"
Ценная информация в данной статье из книги М. Безруких "Как научить ребенка писать красиво", рекоменудую ее к прочтению всем родителям, педагогам, учителям и начинающим логопедам.
Интересный факт⬇
В 17-18 веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.
Подписывайся на канал, чтобы не пропустить самое интересное😉
Ставь 👍 если статья была для Вас полезная!
О чём хотите поговорить? Задавайте свои вопросы в комментариях или tutlogoped2020@gmail.com