Прежде чем решить, что мы написали полный бред, вспомните, сколько стоили ваш принтер и картридж к нему, или бритвенный станок и картридж к нему. С развитием технологий в автомобилях пора реализовать аналогичный принцип распределения стоимости.
Фото: facebook.com
Многие известные имена в истории бизнеса ассоциируются с прорывными изобретениями. Белл изобрел телефон и стал основателем будущей AT&T Corp. (AT&TInc. (SPB: T), существующая сейчас – совсем другая компания), Эдисон изобрел лампочку и стал сооснователем современной General Electric Corp. (SPB: GE), Ливай Штраусс придумал использовать парусиновую ткань для прочной рабочей одежды и стал основателем компании Levi Strauss & Co. (SPB: LEVI). Список можно продолжать. А вот что такое сделал Джон Рокфеллер, чтобы стать самым богатым человеком своего времени, чтобы основать самую крупную негосударственную нефтяную компанию мира ныне известную как Exxon Mobil Corp. (SPB: XOM)? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости менеджмента, а не продуктовых инноваций. Именно Рокфеллер первым окончательно понял и глобально внедрил то, что теперь называется вертикальной интеграцией. Он понял, что по настоящему большую прибыль можно извлекать, если владеть всей цепочкой производства нефти: от геологоразведки новых месторождений, бурения, скважин, добычи, доставки, переработки до продажи бензина конечным потребителям. Такой подход изменил структуру издержек и точку извлечения прибыли в отрасли.
Нечто похожее происходит в 21 веке с новыми технологиями, основанными на использовании Интернета. Например, отрасль звукозаписи и продажи музыки очень медленно и болезненно переходила с продажи физических дисков (да, сейчас ренессанс винила, но к массовому продукту его отнести, все-таки нельзя) на продажу отдельных цифровых треков, а не всего альбома. Отрасль прошла длинный путь от боязни потерять деньги от пиратства музыкальных файлов, к пониманию, что только цифровой трек может быть источником прибыли в 21 веке. А число цифровых подписчиков газеты The New York Times сейчас больше, чем когда-либо было число подписчиков бумажной версии газеты. Технологии меняют представление не только о самих продуктах, но часто по-новому отвечают на вопрос «Что есть сам продукт?».
Как автомобиль может быть бесплатен?
Если посмотреть на стоимость недорогих лазерных принтеров, то вы поймете, что вам принтер продают по цене картриджа или даже дешевле. Задача производителя «посадить» потребителя на использование картриджей и необходимость их постоянной покупки.
А теперь представьте, что, например, Exxon Mobil Corp. (SPB: XOM) купила компанию General Motors Company (SPB: GM) и начала продавать автомобили бесплатно, но с договором, где прописана необходимость заправки полученных бесплатно автомобилей в сети бензозаправок, принадлежащих компании Exxon Mobil Corp. (SPB: XOM). Учитывая цифровой век, чтобы у потребителя не было соблазна заправиться дешевле где-то на стороне, при каждой заправке на правильной бензоколонке в автомобиль посылается цифровой код, разрешающий его эксплуатацию в количестве заправленного бензина (или что-то в этом духе). Более того, теперь обновление автомобиля было бы также в интересах компании, продающей вам бензин, чтобы вам было приятнее и интереснее им пользоваться, чтобы он не стоят сломанным без дела и т.п. Но это уже детали.
Совершенно аналогично можно поступить в наступающую эру электромобилей. Однако здесь есть проблема. Заправка электромобилей подразумевается в домашних условиях, ночью по льготному тарифу. В этом смысл домашнего электромобиля. Да, есть услуга быстрой зарядки, но для рутины использования электромобиля нужна именно домашняя ночная зарядка. Например, если NRG Energy, Inc. (SPB: NRG) купит Tesla Inc. (SPB: TSLA), то как сделать так, чтобы все покупатели электромобиля проживали в зоне обслуживания электрогенерирующей компании? Это сложно и ответ здесь не будет простым.
Однако, учитывая последние новости в деле генерации, а главное консервации энергии, где все чаще и больше упоминают водородный процесс, решение может быть почти близко. Поясним. Генерация чистой энергии от ветра и солнца плоха тем, что солнце и ветер не позволяют генерировать электроэнергию круглосуточно, а также расположение ветряков и солнечных станций удалено от конечного потребителя. Чтобы решить эту проблему нужно найти способ эффективной консервации и дальнейшей перевозки энергии в нужное время и место. Решение почти найдено. На месте генерации производится водород, а уже он перевозится в нужное место. Горение водорода производит воду, что очень экологично, а главное – КПД процесса весьма высок.
А теперь нужно вспомнить, что не только Toyota Motor Corp. (NYSE: TM), но и Nikola Corp. (NASDAQ: NKLA) активно продвигают идею водородных топливных ячеек (проект Toyota Mirai, например). Заставить же потребителя покупать заряженные топливные ячейки только на определенных «заправках» - дело не столь сложное. Или в сменную ячейку, как в картридж к принтеру ставится микрочип идентификации. Эта идея, конечно, требует доработки, но мысль о том, что автомобили давно должны быть бесплатными при смене концепции организации отрасли и смещении центра прибыли, не дает покоя автору этих строк уже давно.
А на какие еще товары или услуги ценообразование должно быть принципиально другим?
---
Телеграм-канал «Финграмота / Fingramota.org» - https://t-do.ru/fingramota_org