Пандемическая катастрофа серьезно перекраивает киноиндустрию прямо на наших с вами глазах - лишенный кинотеатров зритель массово ушел в онлайн-смотрение, кинофестивали вынуждены на год уходить в спячку, даже "Оскар" сдвинул свою церемонию 2021 года, рассчитывая, что дополнительные недели позволят выкрутиться из проблем с отсутствием даже формальных претендентов на награды. На этом фоне, видимо, всем придется как-то меняться. Зрителям стоит ожидать повышения цен на билеты, кинофестивалям стоит уходить в интернет, а "Оскару" - как минимум, расширять число номинаций.
Именно с таким предложением выступил недавно режиссер "Джона Уика" Чад Стахелски - он настаивает на том, что Американской киноакадемии давно стоит ввести дополнительную наградную категорию - "Лучшему каскадеру". В его словах есть логика, ведь несмотря на развитие технологий и рост уровня реалистичности цифровых спецэффектов, работа каскадеров в кадре по-прежнему придает кино ту самую магию, за которую мы и любим походы в кинозалы. Кроме того, работа трюкачей, боевых хореографов и экстремальных водителей при всей их подготовке по-прежнему остается опасной, нередко приводящей к травмам, а то и к гибели на съемочной площадке. Может, действительно, пора и им выдавать золотые статуэтки самой престижной премии мирового кино?
Разумеется, у каскадеров есть своя внутрицеховая солидарность, а для лучших трюков по итогам года существуют свои "отраслевые" награды, но работа над трюками явно требует более широкой оценки. Первыми на поощрение каскадеров пошли организаторы премии Гильдии киноактеров SAG Awards - еще в 2007 году они включили в свой наградной список категорию, отмечающую работу трюковой команды как в полнометражных фильмах, так и в сериалах. С того времени наградой были отмечены создатели самых эффектных драк и погонь в фильмах "Мстители: Финал", "Безумный Макс: Дорога ярости", "007: Координаты Скайфолл" и многих других.
Стахелски считает это недостаточным. По его мнению, рост интереса зрителей к крупным блокбастерам, супергеройским боевикам и фантастике требует от каскадеров дополнительных усилий, подготовки еще более опасных и эффектных трюков, головокружительных прыжков и падений. Автора "Джона Уика" поддерживают многие актеры - Киану Ривз, сотрудничающий со Стахелски еще со времен первой "Матрицы", а также Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо, чей фильм "Однажды в... Голливуде" как раз рассказывает о дублере-каскадере большой звезды, вынужденном влачить при всех своих талантах жалкое существование.
"Вполне логично было бы на равных относиться ко всем участникам съемочной группы, а не делать для кого-то обидные исключения", - говорит в интервью журналу "Discussing Film" Чад Стахелски. - "Если девять из десяти департаментов производства фильма имеют право претендовать на "Оскар", то почему каскадеры остаются на обочине. Безусловно, костюмы, прически и грим важны для любой картины, но разве трюки чем-то хуже? Я прошел долгий путь от рядового каскадера через координатора трюков, ассистента режиссера и до постановщика полнометражных фильмов, но за 30 лет своей карьеры мне не приходилось видеть ни одного каскадера, отмеченного "Оскаром". Это мне не кажется справедливым".
Чад Стахелски, конечно, не первым выступил с этим предложением, попытки так или иначе "расшевелить" Киноакадемию предпринимаются регулярно, но этого исполина не так-то просто научить новым фокусам. Да, организаторы церемонии добавили номинантов в категорию "Лучший фильм", да, обновили состав жюри, да, откликнулись на несколько замечаний в адрес трансляции, но на существенные перемены "академики" идут весьма неохотно.
Однако именно категорический слом всех шаблонов, вызванный ситуацией с кинематографом в мире, может изменить взгляды Киноакадемии на каскадерское ремесло. Отсутствие награды за этот непростой труд сегодня выглядит устаревшим и несправедливым, ведь именно экшн-сцены из франшиз "Мстители", "Форсаж", "Миссия невыполнима" и из того же "Джона Уика" привлекают в кинотеатры львиную долю публики. Которая через развлекательное кино со временем учится ценить и что-то более серьезное. Кажется, время включить каскадеров в число претендентов на золотую статуэтку Американской киноакадемии пришло - претендентов достаточно, и все они давно заслуживают высоких оценок специалистов и публики.
В кинотеатрах пока продолжается карантин, и мне кажется, раньше конца августа мы увидеться в темных залах не сможем. Поэтому продолжим встречаться на канале Киноведа в штатском - я найду чем вас развлечь. Не болейте!