Найти в Дзене
Юрий Аленко

Как жил Бог русской музыки в начале 20 века. Рахманинов – катастрофа 1917 формировала судьбу композитора

Здравствуйте, дорогие гости моего канала!

Душно. 30 июня. Завтра – день голосования за путинскую конституцию. Я уже проголосовал.

Куда деться в разразившейся вакханалии?
Куда деться в разразившейся вакханалии?

Было дело, когда еще я верил в себя, в то, что я – композитор. В комнате стояла радиола «Эстония», подаренная мамой. Мама была полной противоположностью отцу: папа всегда был уверен, что всего человек должен добиваться сам. А тут подарки, в их числе и радиола.

Мама сочувствовала моему увлечению. Наверное, чувствовала себя виноватой: в раннем детстве решили, что учиться мне на аккордеоне, а можно было выбрать пианино.

Но пианино занимало место и было дороже. Мы жили одиннадцать человек в трех комнатной квартире – не разгуляешься. Только дедушка позволял нам играть в «трамвай» на его стоящем в коридоре топчане.

Время – недалеко от войны, так что можно было играть в фашистов. Но фашистом быть никто не хотел, все хотели быть партизанами, чтоб фашистов убивать.

Прошло время, на исходе 60-х я стоял у радиолы, а рядом сидели три друга: два школьных и жена одного – Лена. Друзей звали Юра и Лёня.

И вот я включал радиолу, ставил пластинку с Рахманиновым и, подняв руки, начинал яростно дирижировать.

Друзья понимали: перед ними гений творит мистерию.

Несколько лет спустя, заливая треки в свой Музыкальный блог на сайте "Спроси Алёну", я понял, что Сергей Васильевич Рахманинов – это Бог русской музыки. Такой он и есть.

Конечно, у русской музыки нельзя отнять романсов и опер Михаила Ивановича Глинки, нельзя отнять чудесной музыки Петра Ильича Чайковского, да и вообще у русской музыки своя сила. Но Рахманинов, его музыка – это божественно.

Будто русская старина проносится перед мысленным взором, когда слушаешь первую симфонию.

А современники первую симфонию не приняли. Александра Порфирьевича Бородина с его оперой и «Богатырской» симфонией приняли на ура, а Рахманинова не захотели принять.

Второй концерт для фортепиано с оркестром создан в 1900 году, явившись началом новой творческой жизни Сергея Васильевича.

Провал первой симфонии в 1897 привел к депрессии, композитор никак не мог найти себя.

И все же оп нашел себя. Но время, время торопило

Еще в 1909 Рахманинов уехал на 3 года в Америку – на гастроли. А Россию, отчизну композитор чувствовал постоянно, переживая остро болезненно. Эмиграция после случившейся со страной катастрофы в октября 1917, вырвала из творчества. Сергей Васильевич был вынужден зарабатывать на жизнь концертируя.

Из депрессии вывел врач-гипнотизер Николай Даль. Ему-то благодарный Сергей Васильевич и посвятил второй концерт для фортепиано с оркестром.

Симфония №1 ре-минор

Второй концерт для ф-но с оркестром - Д.Мацуев и В. Гергиев

Третий концерт для ф-но с оркестром. За пианино - Владимир Горовиц

-2