Спор-это неотъемлемая часть нашей обыденности и служит нам некой "приправой" для беседы. Уметь спорить-это целое искусство ,человека очень легко ввести в заблуждение,однако человек сам по себе тонко чувствует ложь и хорошо разбирается в вещах,где не видит логику.🤷♂️
Я уверен в том,что ты не раз замечал,после того как тебя обманывал тот или иной человек,ты как-будто заранее уже знал ,что тебя "обведут вокруг пальца",на подсознательном уровне ты замечал в манере лжеца-фальшь и нелогичность аргументов,но ты не смог остановить свой поток эмоций и задуматься...
Зачастую мы спорим на автопилоте и используем свои эмоции,они нам собственно говоря и мешают мыслить критически.👈
Самое основное правило в таких случаях:начал спор,"охлади свою голову",поддайся критическому мышлению и убей в себе,свои эмоции. Конечно же нужна практика,чтобы научиться включать голову в такие моменты и довести распределение по категориям до автоматизма.
Хочу с тобой поделиться и рассказать о "пирамиде Грэма".
Данная "пирамида" создавалась ,как пособие для общения и ведения споров в интернете,однако чуть позже выяснилось ,что она без проблем подходит и для реальной жизни.
Правда, в жизни эту пирамиду будет сложнее применить из-за недостатка времени, тогда как в интернете любой ответ есть время обдумывать достаточно долго. Поэтому пирамида заслуживает того, чтобы она была выучена.
Начнём с верхушки пирамиды и тщательно её разберем:
1.Опровержение в чистом виде.
Пример:"Вот факты,которые доказывают что ты виновен"
*Цель использования:объективное доказательство.
Те,кто используют эту стратегию очень внимательно вас слушают,это не лицемерная тактичность,если ты не прав-он об этом скажет и приведёт не один, а много аргументов в свою защиту,а не просто признают за вами право на свое мнение.
В данной дискуссии ключевым моментом является спокойствие,чувство юмора и внимательность.Пирамида Грэма показывает на каком уровне опровержений находится ваш оппонент, позволяет отделить зерна от плевел и сосредоточиться не на словах, а на том, что они собой несут и зачем произнесены.
2.Опровержение по сути
Пример:"Вы говорите, что это X, а это Y. И вот почему…"
*Цель использования:поиск истины,обмен знаниями и опытом.
Мы почти близки к идеальной дискуссии, спора уже и след простыл. Оппонент (или вы) опровергает ваши слова, не подменяет понятия, признаков демагогии или софистики нет, зато есть причина наконец-то обратить внимание на его слова и задуматься. Идеальная ситуация, когда оба человека говорят об одном и том же на протяжении всей дискуссии.
Если вы понимаете, что человек прав, пора соглашаться. Если аргумент отчасти хорош, похвалите оппонента и предложите ему модифицированный аргумент, но признайте, что он все равно принадлежит ему.
3.Контраргумент
Пример:"В прошлый раз мы сделали именно так,как я сказал,и это сработало"
*Цель использования:попытка конструктивного диалога.
Использование контраргументов — первый признак того, что ваш собеседник хочет договориться. Проблема заключается в том, что люди часто не берут во внимание взгляды и опыт собеседника.
Человек получает позитивный результат в одной ситуации и принимает это за эталон. Только может оказаться, что в этом обсуждении его опыт неприменим.
Главное правило, когда дело доходит до контраргументов, — дать человеку выговориться. Во-первых, в его словах может быть зерно истины. Во-вторых, так вы наладите с ним контакт и сможете донести свои идеи.
4.Препирательство
Пример:"Ну что за бред? Ты вообще ничего не понял! И что дальше?"
*Цель использования:попытка закончить спор на ничьей.
К стратегии препирательства прибегают те, кто понимает, что их битва уже проиграна, но если они запутают оппонента, то можно будет предложить ничью.
Для этого они используют пустые аргументы, которые вообще могут не относиться к теме беседы. Ваши доводы они просто игнорируют. Для описания такой ситуации подходит известная фраза — «разговор глухого с немым».
Если вы хотите выиграть спор на этапе препирательств, регулярно возвращайтесь к теме обсуждения и склоняйте оппонента аргументировать свои выводы.
5.Претензии к тону диалога
Пример:"Не повышайте на меня голос! Да как вы со мной разговариваете!"
*Цель использования:попытка закончить спор, чтобы не проиграть.
Под претензией к тону понимается пристальное внимание к тому, как вы говорите
или пишете, вашей терминологии и оборотам речи. А так как это восприятие субъективно, продолжать диалог с таким человеком будет сложно. На что он, собственно, и рассчитывает.
Этот приём говорит о том, что человека загнали в угол, но признавать свою неправоту он не хочет. В отличие от двух предыдущих ступеней, на этой у вас есть шанс выиграть спор или, как минимум, свести его к компромиссу. Для этого примите субъективные претензии и последовательно изложите свои аргументы.
Перед лицом фактов оппоненту будет некуда бежать.
6.Переход на личности
Пример:"Только такая деревенщина, как ты, будет приводить подобные аргументы"
*Цель использования:смена темы.
Люди на второй ступени пирамиды в спорах обращаются к личным особенностям того, с кем спорят: его социальному статусу, полу, внешнему виду и так далее. К сожалению, такой способ ведения диалога стал особенно опасен с появлением социальных сетей, где легко найти информацию о собеседнике и сделать её объектом обсуждения.
Причина перехода на личности схожа с предыдущим пунктом. У человека нет других аргументов, и он пытается перевести тему в другую плоскость, указывая на ваши особенности как на недостатки. Опытные ораторы просто признают несовершенство своей личности и продолжают диалог, не давая себя запутать.
Однако начинающему спорщику лучше сразу прекратить разговор и оставить соперника наедине с его словами.
7.Прямые оскорбления
Пример:"Ты конченнй урод"
*Цель использования:провокация эмоций.
Когда человек оскорбляет вас, вместо того чтобы приводить аргумент в пользу своей точки зрения, это значит, что его цель — вызвать у вас ответные эмоции. У него нет доказательств правоты по обозначенному вопросу, и теперь он пытается затащить в пучину непонимания и вас.
Обсуждать стратегии поведения в этом случае нет смысла. Просто всеми силами избегайте попадания в подобный спор.