Найти тему

Внутренние инновации в корпорациях. Материалы конференции - 2


Алексей Минин, MHP - a Porsche Company,

- Мы занимаемся созданием стартапов из внутренних сотрудников компании. Я бы поправился - не стартапов, а бизнесов. Наша цель - увеличение выручки от цифровых продуктов для нашей группы компаний.

- Есть два канала. по которым поступают идеи - это “инновационный патруль”, о котором мы уже говорили в прошлый раз и общая программа, в рамках которой мы делаем огромное число активностей: рассылок, мероприятий, где мы приглашаем людей присоединиться к нам со своими идеями.

- Суть “инновационного патруля” в том, что люди часто даже не знают и не думают о том, что у них есть ценная идея. Или думают, но боятся спросить. Для них и создан этот “инновационный патруль” по всей иерархии нашей структуры. Его задача выявлять людей, у которых могут быть идеи.

Люди, которые заняты у нас в системе выявления инноваций, выбираются из очень опытных сотрудников, которые давно работают в компании.

Это обычно люди в возрасте, которые пользуются в компании авторитетом. Мы высвобождаем часть их времени на выявление инноваций, как правило - это один день в неделю. С ними заключается “договор” (можно сказать допсоглашение), где прописываются их KPI по выявлению идей у сотрудников, который впрямую привязан к их бонусной системе. И мы внимательно за этим следим.

- Второй путь - более директивный. Мы просто доводим до подразделений задачу создавать цифровые продукты и сервисы. На уровне стратегии мы просим менеджмент закрепить, что хотим иметь определенную выручку от цифровых продуктов и сервисов.

- Мы категорически против того. чтобы устраивать “цирк для менеджмента”. Мы не устраиваем никаких питч-сессий. Нет смысла совету директоров или топ менеджменту участвовать в обсуждении каких-то прототипов бизнесов, где даже не понятно до конца, в чем их идея. Эти институты и люди заняты гораздо более важными задачами, чем рассматривать идеи своих сотрудников. Мы выявляем идеи и инкубируем их до той стадии, когда их можно показывать определенной команде из менеджеров среднего звена, которым эти бизнесы могут быть по какой-то причине интересны.

- По сути, мы приглашаем потенциальных инвесторов, представляя им бизнес, когда уже сформирован полный пакет - бизнес-модель, финансовая модель, четкий план дальнейших шагов. И руководители могут принять инвестиционное решение на основании информации. Если топ менеджменту это интересно, он может присоединяться к этим встречам.

Важно понять, что все идеи - на уровне идей - одинаковые. Не бывает хороших и плохих идей.

Мы принимает к рассмотрению абсолютно все идеи. Первое, что мы делаем, - приводим эти идеи в более-менее нормальный вид. Для этого у нас есть образовательные семинары, трекеры, коучи и все, что нужно. Помогаем идею переформулировать в виде бизнес-модели. После этого мы проверяем насколько эта идея находится в рамках стратегии фирмы.

- Если эта идея находится не в стратегии фирмы, заниматься ей внутри фирмы бесполезно. Наверное, можно только сразу вывести ее в спин-офф. Мы этим не занимаемся и сразу останавливаем такие идеи. Нам нужны идеи, которые поддерживают выполнение долгосрочных целей, написанных в стратегии фирмы. Для нас это важно, поскольку тогда гораздо легче привлекать ресурсы внутри корпорации, экспертизу, помощь в контактах с клиентами.

Если идея сама по себе классная, но находится не в фокусе стратегии фирмы, то невозможно привлечь ресурсы для ее реализации.

Мы бы тогда не имели конкурентного преимущества по сравнению с рынком, с любым другим внешним акселератором.

- Далее, если мы понимаем, что идея находится в стратегии фирмы, что мы понимаем бизнес-модель, мы высвобождаем 50% времени сотрудников на то, чтобы они занимались валидацией бизнес-модели. Мы также прекрасно понимаем частый аргумент о том, что это очень занятые и ценные сотрудники. Наш ответ на это , во-первых, 50% времени сотрудник остается (мы также имеем бюджет на покрытие тех затрат, которые связаны с пребыванием сотрудника в подразделении, но не выполняющего своих функций на 100%), во-вторых, его ценность для фирмы выше в нашем процессе и, в третьих, это важно для самого сотрудника.

Мы объясняем им, как проводить cusdev, какие бывают метрики. Также, как правило, они получают поддержку от отдела сбыта, от профессиональных бизнес-девелоперов, которые знают рынок, понимают, какие бывают клиенты и как с ним разговаривать. И, самое главное, они дают свою базу контактов для того, чтобы провести валидацию. Инноватор должен пообщаться не только внутри предприятия. Он должен провести интервью с другими предприятиями, понять есть ли запрос снаружи.

- На самом деле, мотивированный инноватор в этот период начинает работать 150% времени - 100% времени по проекту и еще 50% по основной работе. 50% по основной работе сохраняется для того, чтобы у него была возможность вернуться. Ведь, авторы 80% идей возвращаются обратно на свой участок работы, поэтому люди не должны терять связь с их повседневной деятельностью и своими коллегами.

- Если продукт, бизнес-модель и бизнес кейс нам понятны, то проект переходит на следующий этап. Автор проекта переходит в проект на 100% времени.Если человек не хочет стать основателем проекта и работать на 100%, то мы приходим в то бизнес-подразделение, к которому относится продукт, и предлагаем им взяться за этот проект, выделить людей и доукомплектовать команду. В команде обязательно должен появиться человек, готовый много работать на благо будущего бизнеса, верить в него.

Также в команде должен быть эксперт по этому решению, продажник (бизнес-девелопер) коуч, который понимает методологию процесса, а также несколько технических специалистов (как правило, бэкенд разработчик, фронтенд разработчик и эксперт по ui/ux процентов на 30). У команды есть от четырех до шести месяцев, чтобы получить первую выручку. Как правило, первые продажи они делают клиентам нашей компании.

- На следующем этапе проект масштабируется. Он получает полноценную команду и ресурсы. И тогда уже мы устраиваем питч для руководителей, которые принимают информированное решение по инвестициям в данный проект. Такие встречи уже имеют ценность для всех, так как к таким проектам уже можно отнестись и не принимать решение на основании презентационных возможностей команды.

- На этом шаге принимается решение или вывести проект в отдельный бизнес, сделать спин офф, или интегрировать в компанию как собственный сервис.

- Любой бизнес, который мы выращиваем, направлен, как правило, вовне группы. Есть продукты с невысоким потенциалом - 5-15 млн. долларов выручки в год, а есть продукты с потенциалом свыше 100 млн. долларов. Если потенциал по выручке 10 млн., то мы инвестируем гораздо меньше нашего времени и ресурсов, скорее всего это будет наш сервис для наших клиентов в рамках традиционного бизнеса. Если проект обещает принести больше 80-100 млн., то это будет скорее всего спин офф. Все зависит от потенциала по выручке и синергий / конфликтов с текущим бизнесом.

- Важно также то, что мы не ищем “единорогов” во внутренних инновациях. Для фаундера “единорога” вы никогда не заплатите соразмерный бонус, сопоставимый с тем, что он получит, если создаст собственный стартап.

- Мы работаем в тех областях, где есть проблема, есть деньги на ее решения, но пока не было решения. Мы называем такие проекты “фениксами”. Их потенциал в десять раз меньше, чем у “единорогов”, но меньше и риски по реализации проекта для основателя.

- Превращение человека в предпринимателя - это очень медленный и постепенный процесс. Мы даем ему постепенно попробовать себя в деле, нам не нужны люди, которые оголтело бросаются в риск.

Три основные тезиса:

  • процесс должен идти сверху вниз и снизу вверх.
  • процесс должен быть хорошо выстроен, само ничего не происходит, Должна быть отлажена система поощрения всех участников процесса.
  • не должно быть никаких “цирков для менеджмента”, нельзя показывать советам директоров тех, кто еще не успел стать предпринимателями.

- Это было все про новые бизнесы. Рационализаторскими предложениями у нас занимается абсолютно другая служба. Если какое-то предложение направлено на повышение эффективности внутреннего процесса фирмы, все равно рассчитывается бизнес-кейс: объем затрат на внедрение и потенциальный эффект. Быстро рассчитывается ROI - всего несколько цифр. Автор идеи должен заполнить простую форму. После чего этот кейс попадает, минуя все инстанции, на рассмотрение человеку, который отвечает именно за этот производственный процесс. И он принимает решение о целесообразности инвестиций в решение.

У автора идеи есть возможность для эскалации. Если он считает, что его проигнорировали, то есть альтернативный канал, когда кейс попадает в наше подразделение. И мы рассматриваем его абсолютно независимо. Если мы решаем, что в предложении есть смысл, то оно поднимается на уровень более высокого руководства в эксклюзивном порядке. Что касается патентов на решения, то патент в таком случае принадлежит компании, а сотрудник указывается в авторах патента.

- В компании Siemens в России, например, инноватор получает при этом определенную компенсацию в несколько этапов. Изначально выплачивается некая небольшая сумма за сам факт рацпредложения (в 2010 году это было около 150 EUR). После рассмотрения идеи внутренним патентным бюро и оформления патента, компания в течение определенного времени выплачивает некий процент - роялти от той экономии или прибыли, которую она получает от использования данного патента.

Екатерина Калинина (Худобина), Директор центра диагностики персонала Академии Ростех

- У нас в корпорации несколько сотен предприятий, несколько десятков тысяч сотрудников. Перед нашей программой “Вектор”, которую вы ведем в рамках Академии Ростеха, поставили задачу найти среди наших сотрудников людей с идеями, с профилем корпоративных предпринимателей.

-2

- Программа “Вектор” задумана как конкурс людей с идеями. Мы разработали модель компетенций “технологического лидера” для выявления и отбора таких людей. Сейчас идет уже второй набор людей в программу. Для этого мы организуем большую информационную кампанию. На входе в программу мы получаем порядка четырех - тысяч регистраций. Далее мы выстраиваем “воронку” - предлагаем на каждом этапе испытания для наших конкурсантов, проверяем их способности к обучению. Далее они подключаются к базовому курсу обучения. Мы проводим различные замеры их компетенций, мотивации, креативности. Таким образом, мы сужаем воронку.

- В финале конкурса мы получаем порядка 100 человек, которые, во-первых, соответствуют нашему профиля, во-вторых, у них есть идея проекта. Идея может быть абсолютно разного уровня зрелости. Эти 100 человек приглашаются уже для очного ассессмента. В это же время они представляют свои проекты на питчах перед экспертным советом. Но основании оценки компетенций и питчей выбираются победители конкурса “Вектор” - около 30 технологических лидеров, которые попадают в преакселерационную программу, в рамках которой с ними работают трекеры. На этом этапе формируются сбалансированные проектные команды.

- Все проекты, которые попадают в программу имеют конверсионную тематику, они посвящены выпуску гражданской продукции на предприятиях Ростеха.

Оформив свои проекты в нашем преакселераторе, проекты выходят на финал конкурса, где они представляют свои проекты экспертному совету с участием представителей инвестиционного блока Ростеха, представители топ-менеджмента ключевых холдингов Ростеха, а также внешние эксперты, представляющие инновационное сообщество. Проектам - победителям Ростех выделяет финансирование.

- Если говорить о мотивации участников конкурса, то в ней доминируют мотивы денег и карьерного роста. Вместе с тем, у конкурсантов сильно желание продвинуть свою идею.

Для многих сотрудников конкурс - это карьерный лифт.

Также есть мотив “спортивного интереса”. Каждый этап конкурса для них - это спортивное достижение.

- Участников “Вектора” мы считаем нашим кадровым активом. У нас есть специальные программы для сотрудников, которые дошли до разных этапов в конкурсе.

Александр Крупин, Цифровая лаборатория, Норильский Никель

Часто получается так, что когда инноваторы понимают, какие процедуры, какой набор шагов им придется пройти, чтобы запустить свою идею в реализацию, они пасуют. У нас в компании мы сейчас серьезно фокусируемся на вопросе мотивации. С одной стороны, есть идеи, есть даже перспективные проекты, которые доходят до прототипа PoC, но на стадии перехода в производство, в тиражирование они движутся очень медленно.

-3

Наша Цифровая лаборатория выполняет функции R&D центра. Мы даем заказчикам от бизнеса в рамках бюджета нашего подразделения прокачать ту или иную идею, закрыть какую-либо боль. Мы предлагаем им решение. Сделав прототип, мы выносим наше решение на Координационный совет, который выносит решение о дальнейшей судьбе проекта.

- В нашей команде есть не только айтишники, но и эксперты с производства, которые работали много лет в металлургии, в горной добыче. Их преимущество в том, что они практически всех знают, что позволяет открывать любые двери на производстве. В откровенном разговоре с производственниками они могут найти. где мы можем им помочь, повысить эффективность. В нашей компании сформирована культура ежегодного повышения эффективности. Все проекты по автоматизации имеют к этому прямое отношение.

- Сложности возникают с принципиально новыми технологиями, которые меняют процессы, где пока отсутствуют бенчмарки. Такие предложения пока тормозятся. Внедрить технологию из области Индустрии 4.0 пока сложно.

- Мы ведем работу напрямую со службой, которая занимается оценкой экономического эффекта внедрений.

- В Норильском Никеле постоянно идет рационализаторская работа, есть своя “Фабрика идей”. Сотрудники закидывают туда разнообразные идеи. Из этого массива отбираются те задачи, для которых у нас в компании пока нет технологии. Эти задачи передаются в Цифровую лабораторию. Мы работаем и с инициаторами, и с заказчиками этих идей, доводим их до результата и выносим на принятие решения топ-менеджерами компании.

- Также мы работаем с внешними командами - с автоматизаторами, интеграторами, стартапами. Мы выбираем то, что в компании может взлететь и ищем заказчиков.

- Есть у нас и примеры, когда продукт создается в самой цифровой лаборатории. Так у нас появилась команда, которая может решать любые задачи по видеоаналитике.

- Цифровая лаборатория стартовала с автоматизации и роботизации процессов. Первым кейсом была роботизация процесса выдачи бухгалтерских справок.

- В компании на внутренние разработки смотрят также с точки зрения коммерциализации. Мы еще только прощупываем этот путь, ведем переговоры с другими металлургическими компаниями. Обсуждается возможность создания маркетплейса, платформы, на которой промышленные компании могли бы продавать и покупать технологические наработки. Проект получил название Akzora, он сейчас развивается при помощи компании BCG.

- Мы сейчас разрабатываем различные системы мотивации инноваций. Разрабатываем модель функционирования внутренних стартапов, которая позволит авторам идеи получать какое-то вознаграждение от компании, а часть полученных средств будет уходить в фонд, который поможет запускать новые проекты.

- Я бы предложили на базе этого комьюнити сформировать некий набор бенчмарков о том. как кто работает с корпоративными инновациями. Как выстраивается процесс. Все мы сталкиваемся примерно с одними и теми же проблемами.

Замир Шухов, генеральный директор GVA

Корпорация не может справится с задачей развития внешних или внутренних инноваций, если она не будет смотреть на это как стартап. Корпоративная культура заточена под системность, четкость, измеримость KPI. Но сложно говорить о развитии инноваций, когда мы стараемся “поместить их в коробочку” корпоративной логики.

-4

Сложно построить инновационную песочницу в корпорации по тем же лекалам, что и другие корпоративные вертикали.

- В кейсе Северстали мы одновременно запустили внутренний и внешний акселератор, потому что специально заложили пересечение с внешним рынком инноваций, с реальными стартапами, чтобы повлиять на корпоративную культуру.

- У нашей программы было три цели: найти интересные проекты, обучить команду “амбассадоров” инноваций внутри компании, вовлечение большего количества сотрудников в тему инноваций.

- У организаторов программы со стороны корпорации было две основные цели. Первая - найти интересные идеи. Было собрано около 90 000 идей. Нашей задачей было вытащить из этого количества наиболее перспективные. В компании процесс сбора идей выстраивался около года. Мы создавали свою песочницу параллельно с этим процессом.

- Я считаю неправильным требовать от авторов идей сразу создавать бизнес-модель и ROI, так как рядовые сотрудники корпорации могут не иметь компетенций необходимых для такой задачи.

- Второй задачей было создание правильного акселерационного процесса. Сделать его гораздо быстрее и гораздо эффективнее. Для этого надо было создать fast track по отбору и проработки идей, создать систему мотивации, создать внутреннюю систему трекинга команд. Я считаю, что инновационные процессы не должны постоянно аутсорситься в корпорации. Компания должна наработать эти компетенции внутри себя.

- Мы отобрали в нашу воронку 58 идей, из которых потом 20 команд с идеями попали в предакселератор. Из них в день отбора после питчей перед топ-менеджментом состоялся отбор в программу акселерации 5 команд. Я считаю, что важно показывать команды топ-менеджера, чтобы все в компании понимали значимость акселератора для компании. Мы заранее прописали обязательства топ-менеджмента и других служб по временному ресурсу для каждого этапа акселератора.

- У нас в акселераторе были следующие роли:

  • стартап-координатор
  • бизнес-заказчик
  • наставник (от GVA)
  • трекеры (от GVA).

- Команды, участвовавшие в преакселераторе, тратили на него 20% своего рабочего времени. Амбассадоры - примерно столько же. На стадии акселератора команды тратили на работу в акселераторе уже 100% своего времени. Их задачей было запустить пилот на реальных данных. На этом этапе мы уже вместе с ними прорабатывали бизнес-кейс. К этой работе было подключено много внутренних и внешних экспертов. Из влиятельных топ-менеджеров была создана специальная группа, которая раз в полтора месяца собиралась и обсуждала “узкие горлышки” внутренних процессов. Была сформирована карта узких мест в процессах.

- В работу было взято 58 идей, из которых шесть попало в акселератор, четыре было отобрано для дальнейшего развития Было обучено 24 амбассадора.

- В кейсе внутреннего акселератора Сибура список задач был известен заранее. Мы формировали под них команды, повышали компетенции людей.

- Мы вооружаем внутренних инноваторов инструментарием. чтобы пробивать стены внутренней бюрократии.

- Если критическая масса верящих в эти подходы в корпорации достигает 5%, процесс уже не остановить. Но пока критическая масса не достигнута, очень важны быстрые успехи, пусть и небольшие.

А. Арнаутов, Финтех Лаб

Если пытаться подвести итоги сегодняшнего мероприятия, то, наверное, главное, в чем согласились все спикеры – мы хотим, чтобы инновации стали рутинным, будничным делом для корпораций, неотъемлемой частью их жизни. Для этого необходимо собирать информацию о том, как этот процесс организован в разных корпорациях, устанавливать бенчмарки и стандарты инноваций. В этом плане мы не можем взять готовые зарубежные лекала, разработанные в Беркли, Стэнфорде и т.д. Надо искать решения, которые успешно применяются в России.

-5

- Во всех корпорациях ребром стоит вопрос о создании процедуры Fast track, разработке регламентов для быстрого запуска инновационных проектов.

- Серьезной темой, которую мы затронули сегодня является необходимость высвобождения части ресурса рабочего времени тех, кто участвует в процессе внутренних инноваций. Не только самих инноваторов, но и тех, кто участвует в системе поддержки инноваций – «инновационного патруля», «амбассадоров». Механизмы работы с инновациями должны быть выстроены сверху вниз и снизу вверх и опираться они должны не на энтузиазм и спортивный интерес, а на продуманные системы мотивации сотрудников.

- Немного неожиданной для меня лично стала особая роль в системе корпоративных инноваций работников с большим стажем и практическим опытом работы на предприятии, которые знают свои производственные процессы и ключевых людей в них не понаслышке и пользуются авторитетом, чтобы решать вопросы.

Людмила Голубкова, Ассоциация малых КБ

Можно выделить три ключевые фактора успеха процесса инноваций. Первое, это импульс сверху. Очень важен импульс от первого лица корпорации.

-6

Второе, важна система выявления инноваций и инноваторов. Мне кажется, неправильно называть их «внутренними предпринимателями». В самом понятии «предприниматель» заложен конфликт с внутренней корпоративной рамкой. Нам нужно работать над терминологией, над самим языком, на которым мы говорим применительно к инновациям.

Третье, наличие специальных внутренних подразделений, которые занимаются внутренним консалтингом в области инноваций. Эти подразделения должны быть подчинены первому лицу либо высшему органу корпорации. При этом, надо формировать слой внутренних сотрудников, которые понимают роль инноваций в корпорации.

Интересно, что в ходе нашей конференции опять была понята тема песочниц для инновационных решений.

Что касается темы сотрудников в возрасте. Это очень важная тема. Сейчас во многих корпорациях идет процесс сокращения тех, кто приближается к пенсионному возрасту. Но они обладают большим опытом и профессиональными знаниями, которые так необходимы корпорациям. Целесообразно их использовать на благо системы поддержки инноваций.

Смотрите запись конференции на канале "Перезапуск: другие инновации" https://youtu.be/c_qS8cIyOOc