Найти тему
Кредитный юрист №1

Как меняется система взыскания долгов в России?

Жизнь не стоит на месте, технологии развиваются, параллельно им вступают в силу новые федеральные законы, цифровизация шагает по всему миру и оставляет свой след во всех сферах жизни нашей страны. Кредиторы и коллекторы так же вынуждены менять свою политику при взыскании просроченной задолженности. Сегодня мы поговорим о последних тенденциях в этой сфере.

1. Сокращение сроков обращения в суд

Еще 2-3 года назад заёмщики могли спокойно спать минимум 6-8 месяцев с момента начала просрочек, а в большинстве случаев около 1 года. Кредиторы не торопились в суд, ожидая и надеясь на выплату долга. Этому способствовало не столько их терпение, сколько низкий уровень автоматизации: несовершенство программ, трудности с направлением документов в электронном виде и др.

Многие эти вопросы ушли в прошлое и сейчас с момента возникновения просрочки и до обращения кредитора в суд проходит не более 4-6 месяцев.

2. Предъявление исполнительного документа (ИД) не приставам, а напрямую в банк или работодателю.

Предъявлять работодателю ИД на сумму до 100 тыс. руб стало возможным совсем недавно, но возможность предъявления ИД в банк существует давно и не зависит от суммы долга.

Однако активно пользоваться такими возможностями стали только за последние 2-3 года. Многие заёмщики при оформлении кредита сообщают своё место работы. Сбербанк является самым массовым банком страны по выплате зарплаты, пенсий, пособий и др, поэтому очень часто именно в этом банке оказываются ИД.

3. Использование роботов-коллекторов при телефонных переговорах.

Ещё несколько лет назад такое трудно было представить, практически все звонки осуществляли люди. Сейчас же заёмщики получают не только звонки роботов-автоинформаторов, но и могут вести разговор с искусственным интеллектом. Конечно, это внедрено не у всех кредиторов, но вектор направления во взыскании задан.

4. Электронное взаимодействие взыскателей и должников с приставами.

Для того, чтобы получить актуальную информацию о ходе исполнительного производства, приходилось отстаивать очереди, писать необходимые заявления, ходатайства и др. Сейчас же, чтобы получить или направить необходимую информацию достаточно направить соответствующий запрос через портал "Госуслуги" или личный кабинет стороны исполнительного производства.

5. Увеличение "долгового портфеля" коллекторскими агентствами и их активное обращение в суд.

Ещё 3-5 лет назад коллекторы неохотно покупали долги. Как правило, раньше они только оказывали услугу по взысканию долгов (агентский договор, ст. 1005 ГК РФ). Выкуп долга им (уступка права требования) им не был интересен, а если и происходил, то в роли цессионария (покупателя долга) выступало дочернее аффилированное коллекторское агенство кредитора. При этом в суд обращались не более чем по 20% от доли купленных долгов.

Сейчас ситуация изменилась, коллекторские агентства активно скупают долги и ходят по судам в 70-80% случаев, даже тогда когда срок исковой давности истёк.

Подписывайтесь на мой канал, задавайте вопросы в социальной сети.

Уважаемые подписчики и гости канала! Стараюсь отвечать в комментариях, но не всегда есть возможность. Если Вы хотите гарантированно и оперативно получить ответ, то жду ваших вопросов в социальной сети https://vk.com/netrostovshikam

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц