Найти тему

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика

Есть желание говорить ярче, выразительнее, хотите иметь чёткую дикцию? Ребёнок пишет с ошибками, пропускает буквы, заменяет или путает их? Что делать, если ребёнок имеет сохранённый интеллект, но произносит звуки речи грязно, пропускает, не произносит или заменяет звук? А ведь от того, как мы говорим, часто зависит качество учёбы ребёнка и качество нашей Жизни!

Обращаемся к комплексу упражнений артикуляционной гимнастики. Сомневаетесь, поможет ли? Каким образом она действует? Всё достаточно просто, она развивает силы речевого аппарата! А от степени его развития зависит качество произношения звука (смотрите первые четыре поста) и формирование речи в целом.

Итак, чётко обозначим 6 ПРИЧИН обращения к упражнениям артикуляционной гимнастики - «спорту» для органов речи:

1.У вас есть ребёнок-дошкольник. Это значит надо целенаправленно развивать органы речи.

2.Профилактика речевых нарушений (даже, если ребёнок или взрослый говорят хорошо).

3. Имеются трудности чтения и письма.

4. Неправильное произношение звуков.

5.Артикуляционный аппарат не развит - мышцы органов речи не имеют нужного тонуса, язык, губы и щёки не имеют определённого положения.

6. Имеются дефекты речевых нарушений.

Если голосовой аппарат здоровый, то всё проще. Но, в других случаях нужно активизировать речевой аппарат, подготовить его к правильному звукообразованию:

-тренировать подвижности щёк, губ;

-укреплять мышцы щёк и губ;

-смещать язык вперёд (упражнения с высовыванием языка);

-укреплять кончик языка;

-опускать корень языка.

С чего начать? С языка! Родители первые, кто должны заметить, что язык у ребёнка:

 вялый:

 или напряжённый;

 или имеется общая неловкость, ограниченная подвижность языка.

Положение языка в полости рта имеет огромное значение и влияет на искажение речи иногда больше чем, физиологические нарушения. Важно развивать тактильные и пространственные ощущения у языка, осознанно уточнять позицию языка, следить за его положением.

Внимание! Если, на ваш взгляд, ребёнок совсем плохо произносит звуки, то лучше запланировать визит к неврологу, чтобы исключить более сложные патологии.

Взрослым также полезно делать артикуляционную гимнастику, причём без стеснения, если не получалось заняться этим в детстве, или возникли необходимость, желание совершенствовать свою речь.

ПРАКТИКА. Для разминки предлагаю проговорить скороговорку. Будет весело, тем более что не все знают её без сокращения: Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.  А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.  Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,  то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.

Помним! Артикуляционная гимнастика стимулирует и формирует правильную речь!