Есть желание говорить ярче, выразительнее, хотите иметь чёткую дикцию? Ребёнок пишет с ошибками, пропускает буквы, заменяет или путает их? Что делать, если ребёнок имеет сохранённый интеллект, но произносит звуки речи грязно, пропускает, не произносит или заменяет звук? А ведь от того, как мы говорим, часто зависит качество учёбы ребёнка и качество нашей Жизни!
Обращаемся к комплексу упражнений артикуляционной гимнастики. Сомневаетесь, поможет ли? Каким образом она действует? Всё достаточно просто, она развивает силы речевого аппарата! А от степени его развития зависит качество произношения звука (смотрите первые четыре поста) и формирование речи в целом.
Итак, чётко обозначим 6 ПРИЧИН обращения к упражнениям артикуляционной гимнастики - «спорту» для органов речи:
1.У вас есть ребёнок-дошкольник. Это значит надо целенаправленно развивать органы речи.
2.Профилактика речевых нарушений (даже, если ребёнок или взрослый говорят хорошо).
3. Имеются трудности чтения и письма.
4. Неправильное произношение звуков.
5.Артикуляционный аппарат не развит - мышцы органов речи не имеют нужного тонуса, язык, губы и щёки не имеют определённого положения.
6. Имеются дефекты речевых нарушений.
Если голосовой аппарат здоровый, то всё проще. Но, в других случаях нужно активизировать речевой аппарат, подготовить его к правильному звукообразованию:
-тренировать подвижности щёк, губ;
-укреплять мышцы щёк и губ;
-смещать язык вперёд (упражнения с высовыванием языка);
-укреплять кончик языка;
-опускать корень языка.
С чего начать? С языка! Родители первые, кто должны заметить, что язык у ребёнка:
вялый:
или напряжённый;
или имеется общая неловкость, ограниченная подвижность языка.
Положение языка в полости рта имеет огромное значение и влияет на искажение речи иногда больше чем, физиологические нарушения. Важно развивать тактильные и пространственные ощущения у языка, осознанно уточнять позицию языка, следить за его положением.
Внимание! Если, на ваш взгляд, ребёнок совсем плохо произносит звуки, то лучше запланировать визит к неврологу, чтобы исключить более сложные патологии.
Взрослым также полезно делать артикуляционную гимнастику, причём без стеснения, если не получалось заняться этим в детстве, или возникли необходимость, желание совершенствовать свою речь.
ПРАКТИКА. Для разминки предлагаю проговорить скороговорку. Будет весело, тем более что не все знают её без сокращения: Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
Помним! Артикуляционная гимнастика стимулирует и формирует правильную речь!