Найти тему
Mariko in Japan

3 вещи, которым меня научила японская школа. Часть 1.

Оглавление

Мне было 26 лет, когда я приехала в Японию и поступила в языковую школу. Там я хотела выучить японский, но по факту кроме этого языка узнала еще и основы выживания в японском социуме. Очень пригодилось в будущем, между прочим!

Меня, человека из бывшего СССР, где прививались совершенно другие принципы, местная система не сломала, но в поклоне конкретно согнула. Если вам все еще кажется, что японцы странные, добро пожаловать! Тут мы как раз разбираемся в странностях и находим в них логику.

Итак, 3 вещи, которым меня научила японская языковая школа!

Думаю, тут вы меня без труда найдете (2012 г.)
Думаю, тут вы меня без труда найдете (2012 г.)

Пропуск хуже двойки

Уже в первые дни учебы нас предупредили, что следить будут не только за успеваемостью, но и за посещаемостью.

  1. Важно иметь не менее 65% посещенных занятий за семестр, иначе останешься на том же курсе.
  2. Если у студента посещаемость составляет 75%, он не получает диплом – ему просто выдают свидетельство об окончании языковой школы. Это важно для тех, кто собирается поступать в колледж или ВУЗ в Японии.
  3. Если вы посетили 85% занятий, вас переведут на следующий уровень, но при продлении студенческой визы придется самому собирать документы и ехать в иммиграционную службу. Дадут вам новую визу или нет – ваши проблемы. Школа за вас хлопотать не будет.

Сначала я исправно ходила на все уроки. Но в конце первого года обучения начала подрабатывать гидом. И однажды уроки у меня совпали по времени с экскурсией. Я пошла к преподавателям, объяснила ситуацию и попросила разрешения пропустить день занятий, обещая, что сама пройду урок и выполню домашнее задание.

- Окей, не вопрос, Тетяна-сан! * – ответила мне моя сенсей, широко улыбаясь.

*Тетяна – мое полное имя на украинском языке по паспорту, поэтому в Японии меня зовут именно так.

Я спокойно отработала в тот день, но когда в конце месяца получила выписку о своей посещаемости, то увидела, что у меня стоит отметка о пропуске!

Помню, как в школе и университете преподаватели нам говорили: «Если хочешь отпроситься, главное – предупреди». И пропуски в этом случае они часто не ставили. Тут было иначе.

Ладно, я постаралась забыть об этом, но за семестр мне пришлось пропустить еще несколько дней, потому что на них выпадали экскурсии. После каждой я возвращалась со знаниями на уровень выше одноклассников. Когда ты рассказываешь о самураях группе в 30 человек, а периодически тебя дергает водитель-японец и спрашивает, на какой парковке ему остановиться, приходится моментально переходить с русского на японский. В общем, начинаешь использовать не знания из учебника, а свой мозг. Поэтому в школе у меня не было сложностей с японским, но были проблемы с посещаемостью.

А это важно?

В классе я сидела около своего одногруппника-въетнамца. Было понятно, что он просто приехал в Японию подработать, потому что это можно делать по студенческой визе. Поэтому ночью он батрачил, а на уроки приходил и ложился спать. Он спал во время объяснения нового материала, тестов, просыпаясь только на перемене, чтобы пойти покурить. И так почти целый год!

В очередной раз меня позвали в учительскую, и там состоялся яркий диалог:

Сенсей: Вы знаете, что у вас в этом семестре пропущено 5 дней?

Я: Да, знаю. Я предупреждала, что буду отсутствовать.

Сенсей: Но это очень плохо, Тетяна-сан!

Я: Почему? Я прохожу весь материал, сдаю тесты на высокие баллы.

Сенсей: Это неважно. Вы НЕ ПОСЕЩАЕТЕ уроки.

Я: А ничего, что мой одногруппник ***-сан (тут я упомянула своего одногруппника из Въетнама) посещает все уроки, на которых СПИТ?

Сенсей: Но он ПОСЕЩАЕТ!

Я: Но он ничего не знает!

Сенсей: Это не так важно. Учить японский – это его ответственность, а контролировать посещаемость – наша ответственность. Поэтому постарайтесь обойтись без пропусков.

Я не последовала примеру своего одногруппника и не начала спать на занятиях после этого разговора. Мне все же хотелось выучить японский.
Но прежде был получен урок №1: «Если ты куда-то должен ходить – ходи. Что и как ты там будешь делать – это важно, но вторично».

С одногруппником-въетнамцем у нас под конец учебы началась любовь в стиле "мамочка и сынок". Он, кстати, вернулся во Въетнам и проводит прямые эфиры в Фейсбуке, которые я даже иногда смотрю. А на память осталось много совместных фото со школьных мероприятий и наших походов в бары.

Продолжение следует!