Франсуаза Дольто — французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур детского психоанализа. Она зарекомендовала себя как тонкий и одаренный клиницист, стала широко известной благодаря общественно значимой работе во имя детей. Вела радиопередачи, писала книги, проводила семинары и открытые лекции, участвовала в создании "Зеленого дома" (пространства самовыражения детей и детской психотерапии). Принимала участие в подготовке Конвенции Прав Ребенка.
1. Не пренебрегать тягой ребенка к общению и развитию
Франсуаза Дольто обращает пристальное внимание родителей на важность пространства, территории для развития ребенка. Современные дети мало времени проводят на улице, во дворах, общаясь со сверстниками, учась контактировать с ними, выстраивать отношения, обмениваться с ними знаниями. Вместо этого они подвергаются излишнему контролю со стороны родителей: "никуда не заходи", "иди после школы сразу домой", "смотри, чтобы с тобой ничего не случилось", "внимательнее выбирай себе друзей"... Такой ребенок либо посещает множество кружков и секций, где для получения социальных навыков времени остается недостаточно, либо отправляется домой и устремляется к телевизору, телефону, планшету или компьютеру. Пользуясь этими "благами цивилизации" бесконтрольно, он подвергается массированной атаке быстро сменяющихся образов, не имея возможности выбрать из всей этой в большинстве своем низкопробной продукции что-то действительно важное. Не опираясь на мнение родителей, которые постоянно заняты, он предоставлен самому себе, а в его мозг загружаются терабайты информационного мусора.
2. Но, в то же время, не демонизировать технологии
Только ленивый психолог, педагог или просто родитель не прошлись еще по всеобщей компьютеризации и влиянию этого процесса на становление личности ребенка. В этом вопросе Франсуаза Дольто не придерживается расхожего мнения о том, что компьютеры это плохо. Она просит всего лишь учитывать как плюсы, так и минусы этого. Минусом может быть некая аутизация, больший нарциссизм ребенка, поглощенного виртуальной реальностью. Плюсами же является большая свобода в овладении знаниями, возможность формирования более широкого кругозора и, как ни парадоксально, знакомство через интернет с другими детьми.
3. Не быть пассивным наблюдателем того как ребенок учится в школе, а обеспечить ребенку качественный старт
Посвятив всю свою жизнь детям, наблюдению и помощи им, Франсуаза Дольто заметила, что итоги школьного обучения неоднозначны. Есть дети, которые стараются учиться хорошо, но не потому, что им нравится обучение, а потому, что они ждут похвалы, и многие из этих детей, становясь взрослыми, не находят себя в жизни, не оправдывают тех надежд, которых на них возлагали. А есть "троечники", презираемые всеми бездельники и неудачники, которые раскрывают весь свой неведомый дотоле потенциал, входя во взрослую жизнь и реализуя свои настоящие интересы. Идеалом учителя Франсуаза Дольто видела человека увлеченного не только своим предметом, но и своей жизнью, способного увлечь тем же самым своих учеников. Если родители найдут для своих детей таких педагогов, они сделают лучшее из того, что нужно школьнику для дальнейшего развития.
Анастасия Гареева, педиатр, психоаналитик.
Подписывайтесь на канал На стороне ребенка, если для вас важно качество вашего родительства.