Найти тему
Океан Между Нот

Зачем люди слушают ненавистную им музыку?

Никто ведь в здравом уме и твёрдой памяти не будет есть нелюбимую еду. Ну, когда приходишь в ресторан и упорно заказываешь греческий салат от которого тебя каждый раз выворачивает наизнанку.

Или не нравится тебе чёрный чай, но ты продолжаешь его заваривать ежедневно. Морщишься, давишься, плюёшься, но вопреки всему - пьёшь.

Однако, в области пищи духовной подобная разборчивость почему-то не работает. Люди постоянно ищут встречи с ненавистной музыкой, фильмами и телепрограммами.

А потом начинают ныть о падении вкусов, росте безнравственности, пробивании очередного дна и прочих ужасах морального разложения современного поколения.

Кто эти "герои" и зачем они это делают?

- Добро пожаловать в Общество Зануд! Возьмите себе стул.
- Вообще-то, у этого, как вы выразились, стула, нет спинки, так что технически это табуретка.
- Похоже, у нас новый председатель!

Особая категория граждан, которая во всяком явлении найдёт изъян и несоответствие собственным правилам. Со временем это превращается у них в привычку, и всё просматриваемое или прослушиваемое подвергается тщательному анализу на вшивость. Таким персонажам угодить невозможно в принципе, как ни старайся.

Не следует думать, что занудство прерогатива старшего поколения. Эта болячка встречается в любом возрасте.

Следующая когорта любителей побрюзжать - это хайперы в широком диапазоне: от доморощенных диванных критиков до профессионалов, получающих за свои труды определённый доход.

Во все времена критика делилась на конструктивную и хайповую. Апологетам последней не важен результат, им нравится сам процесс нездоровой истерии и дурнопахнущего ажиотажа.

Главное отличие хайпера от адекватного аналитика это полное непонимание и не желание понимать обсуждаемую тему. Прослушав одну песню или посмотрев пять минут фильма, они бегут откладывать нелицеприятный комментарий с грандиозными выводами о всём творчестве автора.

Наибольшим нападкам со стороны критикующей братии подвержены звёзды шоу-бизнеса. В их аккаунтах в социальных сетях постоянно толпятся недоброжелатели. Не успеет певец или певица опубликовать новый трек или клип, как тут же выставляются дизлайки и пишутся уничижительные реплики. Вопрос: если вам так не нравится эта музыка, зачем вы её слушаете и смотрите? Откуда это упорство в поглощении ненавистного контента?

Если мне, например, не нравится шансон, то я всячески буду стараться избегать встречи с ним в любом виде. Песни, видео, интервью с Успенской не вызывает во мне никакого желания не то что критиковать, а даже как-то соприкасаться.

История музыки - это бесконечная история ругани и навешивания ярлыков.

Николай Слонимский в "Словаре музыкальных инвектив" собрал множество газетных и журнальных публикаций на эту тему.

Музыка Фредерика Шопена в одной из них характеризовалась как

разностильные поверхностные излияния и вымученное неблагозвучие.

Музыкальный критик У.Ф. Эпторп писал о Шестой "Патетической" симфонии Петра Ильича Чайковского:

Это произведение проходит сквозь все сточные канавы и канализационные трубы человеческого отчаяния. Оно настолько грязно, насколько это вообще возможно для музыки.
В отвратительной второй теме нам, похоже, хотят поведать о том, как старик-импотент вспоминает о своем мальчишеском увлечении.
В финале мы встречаем полупаралитика с затуманенным взором, а торжественную завершающую эпитафию тромбонов можно было бы начать так: "Здесь продолжается гниение …"

Сейчас подобные высказывания у любителей творчества Чайковского вызывают только снисходительную улыбку. Моська тявкает на слона - смешно.

После премьеры "Весны священной" Игоря Фёдоровича Стравинского в Бостоне один возмущённый зануда послал в местную газету стишок:

Кто этот чёртов "Весенний обряд" написал?
Кто ему право так выкрутасничать дал -
Бедный наш слух истязать, чтоб гудело в ушах,
Молоты били, гремел и лязгал металл?

Сороками годами раньше другой газетный рифмоплёт писал нечто подобное о Рихарде Вагнере, хныкая, что композитор

допустил смешение тональностей в ужасающей мясорубке.

Антивагнеровские стишата заканчивались в том же ключе, что и антистравинские:

И бум, бух, кляц, кляц, бум и бух.

Композитор Генрих Рейнхардт издевался в бульварной прессе над музыкой Густава Малера:

Шестая симфония Малера начинается более или менее разумно ... Медь! Много меди! Неслыханно много меди! Ещё больше меди! Одной меди Это была первая часть ... Вторая часть была третьей, потому что третья была второй ... Тематическая разработка, контрапункт равны нулю ...

Несчастный сочинитель второсортных оперетт попытался опереточным аршином измерить глубину малеровской Вселенной - и захлебнулся трагической медью.

Такому же поношению подвергались в своё время абсолютно ВСЕ направления музыки: джаз, блюз, рок-н-ролл, додекафония нововенцев, авангардные сочинения Альфреда Шнитке, опера и балеты Дмитрия Шостаковича, песни Ольги Бузовой.

Меняется музыка, не меняются эпитеты: Сумбур, Фальшь, Мрак, Бред, Кошмар, Дно. И если одними и теми же словами ругают разную музыку, значит, дело не в музыке, а в патологическом желании ругаться безмозглых критиканов.

По мере взросления поклонников, прежде широко популярный и массовый мейнстрим неизбежно становится узкоспециальным, а порой и элитарным. И тогда из этих рядов выходят свежие хайперы.

Люди забывают главный принцип: не нравится - не слушай!

Для каждой музыки найдётся свой благодарный слушатель. Зачем становится в позицию твёрдолобого эгоиста и нести негатив против того, чего сам не понимаешь? Перефразирую Владимира Соловьёва:

Ложь и зло эгоизма заключается в том, что человек, приписывая себе безусловное право любить определённую музыку, несправедливо отказывает в этом праве другим.

Поэтому, отстаньте от всех композиторов, исполнителей и групп, которые вам не по душе, слушайте свою музыку, получайте удовольствие. Никто никого не заставляет. Будьте терпимее. В конце концов, это только чередование звука и тишины.

Традиционная несмешная байка:

Как-то раз во время исполнения вальса Иоганна Штрауса дирижёр Альфредо Каззела забыл показать музыкантам отмену повтора. Вышла небольшая сумятица - половина оркестра заиграла повтор, а другая половина перешла к следующему разделу. Сам дирижёр отнёсся к этой случайной политональности философски:
"Это прозвучало в стиле Стравинского - доминанта на фоне субдоминанты и тоника на фоне доминанты".

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц