«Чтобы увеличить свободу, нужно расширить возможность выбора.Чем больше у людей выбора, тем больше у них свободы. А чем больше у них свободы, тем выше уровень благосостояния общества.»
Эта идея сидит в голове людей так глубоко, что не приходит в голову в ней сомневаться. Однако исследования психолога Барри Шварца показывает обратное:
«Как ни парадоксально, большое разнообразие парализует процесс принятия решения. Когда выбирать можно из такого количества вариантов, людям обычно труднее остановить свой выбор на чем-то одном.» — считает Барри.
Также в 2000 году психологи Шина Айенгар и Марк Леппер провели интересный эксперимент в дорогом супермаркете:
- В один день покупателям предложили в качестве дегустации 6 видов джема на выбор, причем участникам акции можно было приобрести данную продукцию со скидкой.
- На другой день выбор джемов увеличился до 16, что значительно снизило продажи, хотя богатство вариантов, по прогнозам экспертов, должно было привлечь большее число людей.
Когда мы сталкиваемся с подавляющим множеством альтернатив, каждая из которых отличается от другой каким-либо образом, процесс выбора становится крайне болезненным, поскольку мы должны выяснить, что именно отличает их друг от друга и насколько один вариант лучше другого. В результате мы можем вообще не принять никакого решения, либо не ощутить должного удовлетворения от сделанного выбора.
Ведь если вы осознанно выполнили какое-то действие, посчитав его хорошим, то зачем размышлять и корить себя за это?
Что вы думаете по этому поводу? Поделись своим мнением в комментариях.