Приветствую всех читателей моего канала! В прошлой статье (с ней вы можете ознакомиться по этой ссылке) мы с вами начали рассматривать мосты, переброшенные через канал Грибоедова: от Мало-Калинкина до Подьяческого моста. Сегодня я предлагаю вашему внимаю вторую часть нашего увлекательного путешествия по каналу Грибоедова!
Более не смею тянуть - приступим!
Вознесенский мост
Дата постройки: 1735 (деревянный), 1958
В створе: Вознесенского проспекта
Первой переправой, о которой я вам сегодня расскажу, станет Вознесенский мост, существовавший на этом месте ещё до официального появления канала Грибоедова (переправа была проложена через реку Кривушу, в створе которой впоследствии появился сам канал). Современная же переправа появилась в 1958 году. Она является ярким примером отличной стилизации под старину - думаю немногие с ходу определят, что этот мост был построен в советское время!
Как и многие другие переправы канала Грибоедова, Вознесенский мост стал местом действия романа Достоевского "Преступление и наказание". Так, именно здесь разворачивается сцена, в ходе которой Катерина Мармеладова отправляется со своими детьми на Вознесенский мост "в исступлённом состоянии" после смерти своего мужа. Здесь же главный герой романа, Раскольников, видит "мещаночку Афросиньюшку", которая прыгает с Вознесенского моста в "грязную воду" (так описывает канал Грибоедова сам Достоевский).
Кокушкин мост
Дата постройки: конец 18 века (изначальный), 1947
В створе: Кокушкина и Столярного переулков
Следующий мост с довольно забавным названием был возведён почти сразу после устройства канала Грибоедова. Своё запоминающееся имя он получил по фамилии купца Кокушкина, жившего в доме неподалёку от моста.
Самое удивительное, что некоторое время после возведения мост именовали "Какушкиным". Почему фамилию купца исказили в названии переправы - мне непонятно. Могу предположить, что обычные люди неправильно воспринимали необычную фамилию купца и переделывали её на свой лад (это довольно частое явление в топонимике того времени).
Однако, неблагозвучное название переправы не помешало ей, скажем так, внести вклад в русскую литературу! Во-первых, на этом месте начинается роман "Преступление и наказание":
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.
Преступление и наказание, Ф.М. Достоевский
Очевидно, что "каморка" Раскольникова находилась на Столярном переулке, а свой маршрут к дому старухи-процентщицы (я рассказывал вам о нём в прошлой статье) он начинал именно с Кокушкиного моста!
Интересно и то, что Кокушкин мост стал не только местом действия литературного романа, но и связан с художественной литературой, так сказать, напрямую. Дело в том, что рядом с Кокушкиным мостом в своё время жил Гоголь, и именно здесь он написал свой знаменитый цикл рассказов "Вечера на Хуторе близ Диканьки".
Вот такой вот "литературный" мост!
Сенной мост
Дата постройки: 1931 (деревянный), 1952
Следующим на нашем пути становится небольшой пешеходный мостик, выходящий прямиком на Сенную площадь (отсюда и его название). Первоначально переправа была создана в 1931 году для того, чтобы перебросить трубы отопления с одной стороны канала Грибоедова на другую.
В 1952 году мост перестроили по достаточно прозаичным причинам - деревянная переправа начала гнить и грозила обрушением. Каких-либо других интересных фактов, связанных с Сенным мостом, нет - он слишком молод и мал для этого.
Демидов мост
Дата постройки: 1739 (деревянный), 1835
В створе: переулка Гривцова
Следующим на очереди Демидов мост - ещё одна очень старая переправа, существовавшая на своём месте ещё до появления канала Грибоедова. Изначально мост именовался "Малым Саарским" по Саарской мызе, путь в которую проходил по этой переправе.
Своё современное название мост получил в 1887 году в честь статского советника Александра Демидова, усадьба и доходный дом которого располагались рядом с переправой, в современном переулке Гривцова (ранее он тоже был Демидовым).
Нельзя не отметить прекрасную ограду моста, украшенную очень любопытным узором, носящим название "пальметта" (растительный узор, изображающий листья пальмового дерева). Узоры такого типа появились ещё в античные времена, но при этом они пользовались популярностью и в 19 веке.
Каменный мост
Дата постройки: 1739 (деревянный), 1776
В створе: Гороховой улицы
Каменный мост является одним из старейших мостов Петербурга, сохранившихся в своём первозданном виде (переправа из камня появилась в этих местах ещё в 1776 году)! Однако, в истории этот мост отметился и по другой причине.
История канала Грибоедова тесно связана с революционной террористической организацией "Народная воля". Все знают о том, что убийство императора Александра II произошло на набережной этого канала (о месте гибели императора я расскажу вам чуть позже). Однако не многие знают, что и до этого "Народная воля" пыталась убить императора, и тоже на канале Грибоедова.
Путь Александра II из Царского села в Зимний дворец проходил по Гороховой улице, а значит и по Каменному мосту. Идея членов "Народной воли" заключалась в следующем: они должны были положить под мост около 100 килограмм взрывчатки и подорвать её в тот момент, когда карета императора пересекала бы переправу. Как вы можете видеть, случайные жертвы (а от взрыва такой силы пострадал бы явно не только Александр II, но и обычные люди поблизости) вовсе не смущали "Народную волю". Так, в ходе предыдущих покушений этой группировки уже гибли невинные люди (например, при взрыве в Зимнем дворце).
В итоге, взрывчатка была заложена, но взрыв не состоялся - подрывник, обычный рабочий-столяр Макар Тетёрка, не успел к моменту проезда царского кортежа по мосту. По одной из версий, Тетёрка проспал момент взрыва, по другой - император проехал по мосту раньше запланированного срока.
Самое интересное, что в течении целого года взрывчатка лежала под Каменным мостом. Достали её только после убийства Александра II, и сделали это власти города (о взрывчатке им рассказали представители "Народной воли", в ходе одного из допросов). Вот так целый год петербуржцы ходили по Каменному мосту даже не представляя - какая опасность таится под ним, на дне канала Грибоедова!
Мучной мост
Дата постройки: 1931 (деревянный), 1951
В створе: Мучного переулка
Ещё один мост, построенный, а в последствии и перестроенный в одно время с уже упомянутым ранее Сенным мостом. Собственно, эти два моста аналогичны и по своей конструкции.
Отмечу только, что в названии переправы хранится история этих мест: раньше в районе современного Мучного переулка располагались мучные ряды (своеобразный рынок-бакалея того времени).
Банковский мост
Дата постройки: 1826
Вот мы и подошли к самому известному мосту не только канала Грибоедова, но и, возможно, всего Санкт-Петербурга! Есть ли в Северной столице более узнаваемый образ, чем грифоны с золотыми крыльями?
Если вы читали мою прошлую статью про мосты канала Грибоедова, то вы должны были хорошо запомнить Львиный мост. Так вот, Банковский мост является точной копией Львиного в плане конструктивных элементов. У этих мостов есть лишь два различия: в декоративном оформлении освещения (фонарей) на мосту и, собственно, в скульптурах - если на Львином мосту вы можете видеть белых львов, то на Банковском перед вами предстают чёрные грифоны с золотыми крыльями.
Какое количество легенд и поверий связано с этими златокрылыми грифонами! Казалось бы, крылатые львы (а именно ими и являются грифоны, правда с одной оговоркой - каноничные грифоны должны обладать головами орла, так что правильнее было бы называть грифонов Банковского моста просто крылатыми львами) не сильно отличаются от своих бескрылых сородичей с Львиного моста. Ан нет - всё внимание туристов притягивается именно к крылатым львам Банковского моста! Впрочем, связано это не только с их необычным видом, но и с их расположением: Банковский мост находится в трёх минутах ходьбы от Невского проспекта, так что и туристов вокруг него огромное множество!
Название "Банковский"мост получил по расположенному в створе моста зданию бывшего государственного ассигнационного банка, построенного в 1790 году знаменитым архитектором Джакомо Кваренги (автор Владимирского собора, дворца Юсуповых на Фонтанке и т.д.). Собственно, это здание можно назвать одним из украшений Банковского моста и в наши дни, правда его назначение за эти годы сильно изменилось - теперь в нём расположен Петербургский Экономический Университет (полное название СПбГЭУ) . Любопытно, что символом этого университета является грифон Банковского моста!
Ну и прежде чем продолжить наш маршрут, я хочу уделить пару слов будущим туристам и просто жителям Петербурга: не стоит залезать на грифонов Банковского моста, не нужно кидать в пасти крылатых львов монетки - всё это вредит скульптурам, и если мы хотим любоваться грифонами в будущем, то не стоит портить их в наши дни!
Казанский мост
Дата постройки: 1716 (деревянный), 1766 (кирпичный), 1805
В створе: Невского проспекта
А совсем рядом с Банковским мостом расположен самый широкий мост через канал Грибоедова, и один из самых широких мостов Петербурга (шире него только Синий мост через реку Мойку и Аптекарский мост через реку Карповку).
В ширину Казанский мост достигает 95 метров, тогда как его длинна равна всего лишь 19 метрам! Думаю, что многие из людей, гуляющих около Казанского собора, и не замечают этот широченный мост, часть которого в наше время используется в качестве парковки!
Но помимо своего необычного размера, Казанский мост интересен и окружающими его достопримечательностями, которые являются не только одними из основных символов Невского проспекта, но и всего Петербурга в целом: с одной стороны переправы расположен Казанский собор архитектора Воронихина в стиле ампир, с другой находится дом компании "Зингер" архитектора Сюзора в стиле модерн - две жемчужины архитектуры Петербурга!
Что касается истории переправы, то тут можно отметить любопытный факт: раньше на месте Казанского моста находился Рождественский мост, который являлся одной из самых первых переправ Петербурга! Конечно, в 1716 году (а именно тогда был построен "предок" современного моста) переправа выглядела совсем иначе - она была деревянной и имела обычную для мостов того времени ширину. Сам Казанский мост был построен в 1766 году, а свой современный облик он приобрёл при реконструкции 1805 года.
Итальянский мост
Дата постройки: 1902 (деревянный), 1955
В створе: Итальянской улицы
Прекрасный Итальянский пешеходный мост расположен в самом центре Петербурга: между Невским проспектом и Спасом на Крови. Помимо очень красивого и живописного окружения, мост интересен ещё и своей историей: его можно назвать самым настоящим "прообразом" ЗСД!
Дело в том, что переправа была построена на деньги инженера Колпицына (это имя уже фигурировало в моей статье про мосты через Фонтанку - там Колпицын построил Горсткин мост, и тоже на свои средства). Идея инженера заключалась в том, что он собирался брать плату за проход пешеходов по мосту в размере одной копейки. Но город запретил такую вот "платную дорогу", и гениальный коммерческий проект инженера провалился.
Впрочем, Колпицын спроектировал деревянную переправу, которую заменили на современную лишь в 1955 году! Так что да, современный облик моста - это грамотная стилизация советского времени, которая не только не испортила внешний вид канала Грибоедова, а наоборот - улучшила его!
Ново-Конюшенный мост
Дата постройки: 1907 (деревянный), 1967
В створе: Конюшенная площадь
Прежде чем я начну рассказывать вам про следующий мост на канале Грибоедова, хочу отметить прекрасный собор Спаса на Крови, расположенный прямо на нашем пути. Этот собор был построен на месте убийства императора Александра II.
Думаю, что историю этого, к сожалению, удавшегося покушения все знают ещё из школьной программы. Но на всякий случай уточню: здесь на кортеж императора было совершено нападение - в сторону кареты была брошена бомба. Сам император после этого остался цел, но он решил выйти из кареты и узнать - не пострадал ли от взрыва кто-то ещё. В этот момент ему под ноги была брошена ещё одна бомба, взрыв которой и стал роковым для императора.
Во всей этой истории Ново-Конюшенный мост не сыграл никакой роли, ведь он появился спустя 26 лет после покушения. Однако в советское время переправе всё-таки присвоили имя Гриневицкого - того самого человека, бросившего бомбу под ноги императора. Честно говоря, называть мост в честь террориста или его сообщников, из-за действий которых умерло три человека (Александр II, казак Малевич из охраны императора и случайный прохожий, 14-летний мальчик Николай Захаров) - не просто неправильно, а даже кощунственно. Имя Гриневицкого сохранялось в названии моста с 1975 по 1998 год.
Но предлагаю отвлечься от событий 1881 года и рассмотреть историю самой переправы. Она появилась на своём месте в 1907 году и именовалась в честь расположенного по соседству Храма Воскресения Господня (официальное название Спаса на Крови). В 1967 году мост перестроили - именно тогда он приобрёл свой современный облик. Отмечу, что выглядит он довольно заурядно, и по своей конструкции напоминает мосты Обводного канала.
"Трёхмостье", "Тройной мост" или Театральный мост
Дата постройки: 1830
Последний на нашем пути (и первым по течению реки) уникальный по своей конструкции Театральный мост, образующий с Мало-Конюшенным мостом через реку Мойку самый настоящий перекресток из переправ! Да, в Петербурге есть несколько "мостов-площадей" (один из них мы видели чуть ранее - Казанский мост). А вот "мост-перекресток" в городе только один!
Тройной мост был построен на месте истока канала Грибоедова в 1830 году, и с тех пор переправа практически не изменилась.
Обращу ваше внимание на официальное название одного из трёх мостов, перекинутого через канал Грибоедова - Театрального. В наше время никакого театра рядом с мостом нет, зато он существовал ранее - деревянный театр находился прямо на Марсовом поле до 1797 года! В наши дни память об этом театре сохраняется только в названии переправы.
Самое странное в этом "трёхмостье" - это, так называемый, "ложный мост". Он был создан для того, чтобы комплекс переправ смотрелся симметричным. Любопытен сам факт существования моста с глухими пролётами, через которые не течёт вода (впрочем, в Петербурге есть ещё один подобный мост - 2-ой Инженерный, близ Михайловского замка).
Отдельно стоит отметить удивительные по своей красоте решётки всех трёх мостов, выполненные в одинаковой стилистике - лично мне они немного напомнила декор Пантелеймоновского моста через реку Фонтанку.
Как и многие другие мосты Петербурга, "Тройной" мост является объектом разного рода примет и обычаев. Так,"троемостье" входит в обязательный список мест для посещения у многих петербургских молодожёнов: по этой причине на Театральном мосту было установлено декоративное "дерево молодожёнов" (скажу сразу - дерево появилось позже, чем поверье праздновать свою свадьбу на "Тройном" мосту).
Ну вот мы и дошли до конца канала, так что на этом я предлагаю заканчивать эту небольшую экскурсию по мостам канала Грибоедова. Надеюсь, что она показалась вам интересной. Думаю, что пока что я возьму перерыв с темой мостов Санкт-Петербурга, но, быть может, в будущем я ещё обращусь к теме переправ Северной столицы!
Спасибо за внимание!