Найти тему
Индустриальный турист

Самые интересные факты о мостах канала Грибоедова. Часть 1

Оглавление

Приветствую всех зрителей моего канала! Я возвращаюсь к теме мостов Петербурга, и сегодня я буду рассказывать вам о мостах, переброшенных через воды канала Грибоедова. Думаю, что сегодняшняя виртуальная "прогулка" должна вам понравится: набережная канала Грибоедова считается одной из самых красивых и живописных в Петербурге!

Прежде чем рассказывать о переправах, я хотел бы уделить пару слов самому каналу Грибоедова для того, чтобы объяснить: когда он появился и как он получил своё современное название.

Изначально на месте канала протекала небольшая речка Кривуша, вытекавшая из болотистой местности в районе современного Русского музея и Спаса на Крови (сложно представить, что когда-то в этих местах было топкое болото). Устье Кривуши находилось примерно там же, где находится и устье канала Грибоедова - в западной части реки Фонтанки.

Вид на канал Грибоедова с его набережной
Вид на канал Грибоедова с его набережной

В 1739 году реку Кривушу сначала соединили с Мойкой, а спустя тридцать лет превратили её в полноценный канал - углубили её дно, проложили гранитные набережные. Изначально канал назвали Екатерининским - в честь императрицы Екатерины II, в годы правления которой он и был организован.

Своё современное название канал получил в 1923 году в честь известного русского драматурга, композитора и дипломата Александра Грибоедова. Очевидно, что канал переименовали с одной целью - искоренить в Петрограде (тогда город носил именно такое название) "императорские" названия. А связь с Грибоедовым канал имеет довольно косвенную - Александр Сергеевич жил в одном из домов на берегу канала.

-2

Думаю, что такого краткого экскурса в историю канала будет достаточно. И перед началом моего рассказа отмечу, что в этой статье я снова буду идти против течения. Такой выбор направления я сделал не случайно: я иду в ту сторону, в которую светит солнце - так фотографии мостов получаются красивее (а для меня это важно, так как все фотографии в статье сделаны мною).

Мало-Калинкин мост

Дата постройки: 1783
В створе: набережной реки Фонтанки, Садовой улицы

Первым мостом на нашем пути станет Мало-Калинкин мост, расположенный прямо над местом впадания канала Грибоедова в реку Фонтанку.

Устье канала Грибоедова находится под Мало-Калинкиным мостом
Устье канала Грибоедова находится под Мало-Калинкиным мостом

Дабы не путать вас, уточню сразу: в Петербурге есть целых три моста, в названии которых фигурирует слово "Калинкин" - разная у них только приставка. Ново-Калинкин мост переброшен через Обводный канал, Старо-Калинкин пересекает реку Фонтанку и находится совсем рядом с Мало-Калинкиным мостом через Канал Грибоедова. Все три названия связаны с небольшой деревушкой, существовавшей в этих местах ещё до основания Петербурга!

Вид на Мало-Калинкин мост с соседнего, Старо-Калинкина моста
Вид на Мало-Калинкин мост с соседнего, Старо-Калинкина моста

Мало-Калинкин мост был построен в 1783 году в ходе сооружения гранитных набережных канала Грибоедова. Собственно, опоры моста, которые вы можете видеть в наши дни, сохранились ещё с тех времён! Любопытно также и то, что до реконструкции 1893 года мост был разводным.

-5

Отдельного внимания заслуживает доходный дом Кудрявцевой, расположенный в створе Мало-Калинкина моста. В народе эта постройка получила прозвище "дом-утюг" за свою необычную форму: дабы вписать здание в сужающийся участок между набережной реки Фонтанки и Садовой улицей, автору дома, архитектору Шаубу, пришлось завершить дом острым углом. По итогу, дом приобрёл форму утюга - отсюда и название.

Тот самый "дом-утюг"
Тот самый "дом-утюг"

Ещё один любопытный факт - по первоначальному проекту "дом-утюг" обладал типичным для того времени роскошным декором. Но заказчица дома велела Шаубу максимально упростить проект (по всей видимости, в целях экономии). Таким вот аскетичным мы видим дом и в наше время.

Коломенский мост

Дата постройки: 1906 (деревянный), 1969
В створе: улицы Володи Ермака

Коломенский пешеходный мост можно назвать уникальным: он является единственной переправой Петербурга, основу конструкции которого составляет алюминиевый сплав (верхняя часть моста "лежит" на нескольких алюминиевых трубах, изогнутых в форме арки - этим объясняется необычайно пластичная форма переправы).

-7

Хочется отметить, что своё название мост получил в честь исторического района, в котором он расположен, что, как по мне, очень правильно - такие топонимы напоминают нам об отдельных деталях истории Петербурга!

Вблизи мост выглядит особенно "лёгким"
Вблизи мост выглядит особенно "лёгким"

Аларчин мост

Дата постройки: 1753 (деревянный), 1785
В створе: Английского проспекта

Следующий на нашем пути - мост с очень необычным названием, происхождение которого объясняется следующим образом: рядом с мостом в 18 веке жил заведующий галерным двором Андрей Алатчанинов. Сложную фамилию в народе "упростили" до "Аларчинов" - так и появилось название моста.

-9

Кстати, это не единственный пример моста, получившего своё название из-за народного "упрощения" фамилии человека - таким же образом своё название получил Лештуков мост (по изменённой версии фамилии "Лесток"). Но об этом я уже подробно рассказывал в одной из своих статей про мосты реки Фонтанки.

-10

Касательно самой переправы, то она, как и Мало-Калинкин мост, была создана одновременно с самим каналом Грибоедова, а её внешний вид за долгие годы практически не изменился (правда, мост был немного расширен в советские годы).

-11

Могилёвский мост

Дата постройки: 1906 (деревянный, пешеходный), 1912 (деревянный, автомобильный), 1953
В створе: Лермонтовского проспекта

Первоначально на месте нынешнего Могилёвского моста появилась небольшая деревянная переправа, предназначенная исключительно для пешеходов. Учитывая тот факт, что Свято-Исидоровская церковь, расположенная близ Могилёвского моста, была построена всего лишь на год позже, чем сам мост, могу предположить, что он строился, в том числе, и для нужд новой церкви эстонского прихода.

-12

Своё название переправа получила в честь улицы, в створе которой она находится и в наши дни (в 1912 году бывшую Могилёвскую улицу переименовали в Лермонтовский проспект).

-13

Стоит отметить, что Могилёвский мост был полностью разрушен взрывом артиллерийского снаряда в годы Великой Отечественной войны, а полноценное восстановление переправы произошло только в 1953 году. С тех пор Могилёвский мост практически не претерпевал никаких внешних или конструктивных изменений.

-14

Семимостье (Пикалов и Красногвардейский)

Легендарное семимостье, описанное практически в каждом туристическом путеводителе по Санкт-Петербургу! Поясню. Семимостьем называют "перекресток" двух каналов: Грибоедова и Крюкова. На месте самого пересечения находится лишь три моста, однако если вы встанете на Старо-Никольский мост и сделаете полный оборот вокруг своей оси, то вы увидите сразу семь переправ - и это с одной точки! Отсюда и такое полуофициальное название этого места.

Пересечение канала Грибоедова и Крюкова канала
Пересечение канала Грибоедова и Крюкова канала

Но в рамках данной статьи нас интересует лишь два моста, перекинутых через канал Грибоедова. Начнём с Пикалова моста. Эта автомобильно-пешеходная переправа была построена в 1785 году (да, этот мост тоже является ровесником самого канала Грибоедова) под руководством подрядчика Пикалова - в честь него мост и получил своё название.

Стоит отметить, что в отличии от двух других "мостов-близнецов", построенных в одно время (Мало-Калинкина и Аларчина), Пикалов мост ни разу не расширяли, а потому переправа сумела сохранить свой первоначальный облик.

Пикалов мост. Вдалеке виднеется красный купол дома городских учреждений
Пикалов мост. Вдалеке виднеется красный купол дома городских учреждений

По соседству с Пикаловым мостом расположен Красногвардейский мост - переправа была построена в советское время (в 1957 году) для прокладки внутри моста труб отопления (как и многие другие пешеходные мосты Петербурга). Справедливости ради, стоит отметить, что планы на строительство переправы в этом месте существовали ещё в начале 19 века, но исполнены они не были, так что привычный нам облик семимостья был создан лишь в 1957 году!

Красногвардейский мост
Красногвардейский мост

Ново-Никольский мост

Дата постройки: 1837 (первоначальный мост), 1934 год
В створе: Никольского переулка

Ново-Никольский мост мог стать причиной крупной трагедии, но, слава богу, обошлось: в 1837 году чугунный мост рухнул в воду буквально за несколько дней до своего официально открытия. Случилось это из-за просчётов в проекте (вот так халатность инженера-проектировщика могла повлечь за собой гибель людей).

-18

Через несколько лет мост был перестроен по уже новому проекту и его успешно ввели в эксплуатацию. А в 1934 году его снова перестроили, но по другим причинам: переправа не справлялась с возросшей на неё нагрузкой.

Внешне мост не очень интересен. Выглядит он так, будто бы его перенесли на канал Грибоедова с Обводного канала: лаконичная и, я бы даже сказал, аскетичная переправа.
Внешне мост не очень интересен. Выглядит он так, будто бы его перенесли на канал Грибоедова с Обводного канала: лаконичная и, я бы даже сказал, аскетичная переправа.

Харламов мост

Дата постройки: 1753 (деревянный), 1934
В створе: проспекта Римского-Корсакова

Харламов мост ровесник Ново-Никольского моста - оба они были построены в 1934 году, да и созданы они почти по одному и тому же проекту. Но, в отличии от своего соседа, Харламов мост существовал аж с 18 века, и всё это время он был деревянным!

-20

История названия моста до боли скучна - рядом с ним жил домовладелец Харламов, по фамилии которого и стали именовать переправу. Правда вот в советское время мост был переименован в Комсомольский (что гораздо менее оригинально, чем изначальное название переправы), но в наше время ему вернули первоначальное имя.

На заднем плане вы можете видеть дом Фохтса - очень красивая эклектичная постройка архитектора Цима
На заднем плане вы можете видеть дом Фохтса - очень красивая эклектичная постройка архитектора Цима

Но, как по мне, самое интересное в Харламовом мосту - это его окружение. Помимо упомянутого мною ранее дома Фохтса, напротив переправы находится дом Вальха - легендарная постройка сразу по двум причинам. Во-первых, именно в этом здании два года жил Александр Грибоедов, так что можно сказать, что именно из-за этого дома канал носит своё современное название.

Доходный дом Вальха
Доходный дом Вальха

Во-вторых, этот дом был использован Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе "Преступление и наказание". В этом здании по сюжету романа жила та самая старуха-процентщица, убитая в нём же Родионом Раскольниковым. Вот такое вот знаковое для Петербурга место!

Львиный мост

Дата постройки: 1826 год
В створе: Львиного переулка

Ну вот и настало время одного из самых известных мостов Петербурга - Львиного. Прекрасный висячий мост, опорами которого служат цепи, которые, в свою очередь, "держат в пастях" выразительные скульптуры львов. Известнее этого образа в Петербурге только, пожалуй, укротители коней на Аничковом мосту и грифоны с золотыми крыльями на мосту, о котором я расскажу вам чуть позже (он тоже переброшен через канал Грибоедова).

-23

Автором самой узнаваемой детали моста - скульптур львов, стал Павел Соколов (помимо львов на канале Грибоедова, скульптор Соколов создал также сфинксов Египетского моста на реке Фонтанке). Сами скульптуры созданы из чугуна, но покрашены в белый цвет для того, чтобы они были похожи на мраморные. Правда говоря, на мраморные изваяния они не особо сильно похожи, но, впрочем, это нисколько не портит их внешний вид.

-24

Удивительно, но в 1880-х годах львов по непонятным мне причинам покрасили в чёрный цвет, а с середины моста убрали фонари, тем самым испортив изначальный облик переправы. Однако, в советское время (а если быть точным, то в 1950-х годах) мост облагородили, полностью вернув ему изначальный облик. Хочется сказать спасибо советским инженерам-реставраторам за отличную работу!

-25

Кстати, из-за своего расположения (мост находится в отдалении от ключевых туристических мест Петербурга) Львиный мост не пользуется огромной популярностью, так что на нём можно и спокойно сфотографироваться, и просто размеренно гулять, любуясь прекрасными скульптурами львов. Рекомендую!

Подьяческий мост

Дата постройки: 1906 (деревянный, пешеходный), 1938 (металлический, пешеходный), 1972
В створе: Большой Подьяческой улицы, Фонарного переулка

-26

Последним мостом в этой статье станет Подьяческий. Эта переправа долгое время была пешеходной и не отличалась особенным внешним видом. Но всё изменилось в ходе перестройки моста в 1970-х годах. Именно тогда Подьяческий мост обзавёлся "чужими" фонарями - изящные гранитные обелиски были сняты с Александровского моста, переброшенного через Введенский канал. В 1967 году канал засыпали, а фонарям исчезнувшего моста нашли новое применение - и очень удачно!

Те самые фонари с Александровского моста
Те самые фонари с Александровского моста

На этом я предлагаю заканчивать первую часть нашей прогулки. В скором времени мы продолжим наш путь и рассмотрим все оставшиеся мосты канала Грибоедова: от Вознесенского до Театрального. Со второй частью вы можете ознакомиться по этой ссылке!

Спасибо за внимание!