Приветствую всех зрителей моего канала! Я возвращаюсь к теме мостов Петербурга, и сегодня я буду рассказывать вам о мостах, переброшенных через воды канала Грибоедова. Думаю, что сегодняшняя виртуальная "прогулка" должна вам понравится: набережная канала Грибоедова считается одной из самых красивых и живописных в Петербурге!
Прежде чем рассказывать о переправах, я хотел бы уделить пару слов самому каналу Грибоедова для того, чтобы объяснить: когда он появился и как он получил своё современное название.
Изначально на месте канала протекала небольшая речка Кривуша, вытекавшая из болотистой местности в районе современного Русского музея и Спаса на Крови (сложно представить, что когда-то в этих местах было топкое болото). Устье Кривуши находилось примерно там же, где находится и устье канала Грибоедова - в западной части реки Фонтанки.
В 1739 году реку Кривушу сначала соединили с Мойкой, а спустя тридцать лет превратили её в полноценный канал - углубили её дно, проложили гранитные набережные. Изначально канал назвали Екатерининским - в честь императрицы Екатерины II, в годы правления которой он и был организован.
Своё современное название канал получил в 1923 году в честь известного русского драматурга, композитора и дипломата Александра Грибоедова. Очевидно, что канал переименовали с одной целью - искоренить в Петрограде (тогда город носил именно такое название) "императорские" названия. А связь с Грибоедовым канал имеет довольно косвенную - Александр Сергеевич жил в одном из домов на берегу канала.
Думаю, что такого краткого экскурса в историю канала будет достаточно. И перед началом моего рассказа отмечу, что в этой статье я снова буду идти против течения. Такой выбор направления я сделал не случайно: я иду в ту сторону, в которую светит солнце - так фотографии мостов получаются красивее (а для меня это важно, так как все фотографии в статье сделаны мною).
Мало-Калинкин мост
Дата постройки: 1783
В створе: набережной реки Фонтанки, Садовой улицы
Первым мостом на нашем пути станет Мало-Калинкин мост, расположенный прямо над местом впадания канала Грибоедова в реку Фонтанку.
Дабы не путать вас, уточню сразу: в Петербурге есть целых три моста, в названии которых фигурирует слово "Калинкин" - разная у них только приставка. Ново-Калинкин мост переброшен через Обводный канал, Старо-Калинкин пересекает реку Фонтанку и находится совсем рядом с Мало-Калинкиным мостом через Канал Грибоедова. Все три названия связаны с небольшой деревушкой, существовавшей в этих местах ещё до основания Петербурга!
Мало-Калинкин мост был построен в 1783 году в ходе сооружения гранитных набережных канала Грибоедова. Собственно, опоры моста, которые вы можете видеть в наши дни, сохранились ещё с тех времён! Любопытно также и то, что до реконструкции 1893 года мост был разводным.
Отдельного внимания заслуживает доходный дом Кудрявцевой, расположенный в створе Мало-Калинкина моста. В народе эта постройка получила прозвище "дом-утюг" за свою необычную форму: дабы вписать здание в сужающийся участок между набережной реки Фонтанки и Садовой улицей, автору дома, архитектору Шаубу, пришлось завершить дом острым углом. По итогу, дом приобрёл форму утюга - отсюда и название.
Ещё один любопытный факт - по первоначальному проекту "дом-утюг" обладал типичным для того времени роскошным декором. Но заказчица дома велела Шаубу максимально упростить проект (по всей видимости, в целях экономии). Таким вот аскетичным мы видим дом и в наше время.
Коломенский мост
Дата постройки: 1906 (деревянный), 1969
В створе: улицы Володи Ермака
Коломенский пешеходный мост можно назвать уникальным: он является единственной переправой Петербурга, основу конструкции которого составляет алюминиевый сплав (верхняя часть моста "лежит" на нескольких алюминиевых трубах, изогнутых в форме арки - этим объясняется необычайно пластичная форма переправы).
Хочется отметить, что своё название мост получил в честь исторического района, в котором он расположен, что, как по мне, очень правильно - такие топонимы напоминают нам об отдельных деталях истории Петербурга!
Аларчин мост
Дата постройки: 1753 (деревянный), 1785
В створе: Английского проспекта
Следующий на нашем пути - мост с очень необычным названием, происхождение которого объясняется следующим образом: рядом с мостом в 18 веке жил заведующий галерным двором Андрей Алатчанинов. Сложную фамилию в народе "упростили" до "Аларчинов" - так и появилось название моста.
Кстати, это не единственный пример моста, получившего своё название из-за народного "упрощения" фамилии человека - таким же образом своё название получил Лештуков мост (по изменённой версии фамилии "Лесток"). Но об этом я уже подробно рассказывал в одной из своих статей про мосты реки Фонтанки.
Касательно самой переправы, то она, как и Мало-Калинкин мост, была создана одновременно с самим каналом Грибоедова, а её внешний вид за долгие годы практически не изменился (правда, мост был немного расширен в советские годы).
Могилёвский мост
Дата постройки: 1906 (деревянный, пешеходный), 1912 (деревянный, автомобильный), 1953
В створе: Лермонтовского проспекта
Первоначально на месте нынешнего Могилёвского моста появилась небольшая деревянная переправа, предназначенная исключительно для пешеходов. Учитывая тот факт, что Свято-Исидоровская церковь, расположенная близ Могилёвского моста, была построена всего лишь на год позже, чем сам мост, могу предположить, что он строился, в том числе, и для нужд новой церкви эстонского прихода.
Своё название переправа получила в честь улицы, в створе которой она находится и в наши дни (в 1912 году бывшую Могилёвскую улицу переименовали в Лермонтовский проспект).
Стоит отметить, что Могилёвский мост был полностью разрушен взрывом артиллерийского снаряда в годы Великой Отечественной войны, а полноценное восстановление переправы произошло только в 1953 году. С тех пор Могилёвский мост практически не претерпевал никаких внешних или конструктивных изменений.
Семимостье (Пикалов и Красногвардейский)
Легендарное семимостье, описанное практически в каждом туристическом путеводителе по Санкт-Петербургу! Поясню. Семимостьем называют "перекресток" двух каналов: Грибоедова и Крюкова. На месте самого пересечения находится лишь три моста, однако если вы встанете на Старо-Никольский мост и сделаете полный оборот вокруг своей оси, то вы увидите сразу семь переправ - и это с одной точки! Отсюда и такое полуофициальное название этого места.
Но в рамках данной статьи нас интересует лишь два моста, перекинутых через канал Грибоедова. Начнём с Пикалова моста. Эта автомобильно-пешеходная переправа была построена в 1785 году (да, этот мост тоже является ровесником самого канала Грибоедова) под руководством подрядчика Пикалова - в честь него мост и получил своё название.
Стоит отметить, что в отличии от двух других "мостов-близнецов", построенных в одно время (Мало-Калинкина и Аларчина), Пикалов мост ни разу не расширяли, а потому переправа сумела сохранить свой первоначальный облик.
По соседству с Пикаловым мостом расположен Красногвардейский мост - переправа была построена в советское время (в 1957 году) для прокладки внутри моста труб отопления (как и многие другие пешеходные мосты Петербурга). Справедливости ради, стоит отметить, что планы на строительство переправы в этом месте существовали ещё в начале 19 века, но исполнены они не были, так что привычный нам облик семимостья был создан лишь в 1957 году!
Ново-Никольский мост
Дата постройки: 1837 (первоначальный мост), 1934 год
В створе: Никольского переулка
Ново-Никольский мост мог стать причиной крупной трагедии, но, слава богу, обошлось: в 1837 году чугунный мост рухнул в воду буквально за несколько дней до своего официально открытия. Случилось это из-за просчётов в проекте (вот так халатность инженера-проектировщика могла повлечь за собой гибель людей).
Через несколько лет мост был перестроен по уже новому проекту и его успешно ввели в эксплуатацию. А в 1934 году его снова перестроили, но по другим причинам: переправа не справлялась с возросшей на неё нагрузкой.
Харламов мост
Дата постройки: 1753 (деревянный), 1934
В створе: проспекта Римского-Корсакова
Харламов мост ровесник Ново-Никольского моста - оба они были построены в 1934 году, да и созданы они почти по одному и тому же проекту. Но, в отличии от своего соседа, Харламов мост существовал аж с 18 века, и всё это время он был деревянным!
История названия моста до боли скучна - рядом с ним жил домовладелец Харламов, по фамилии которого и стали именовать переправу. Правда вот в советское время мост был переименован в Комсомольский (что гораздо менее оригинально, чем изначальное название переправы), но в наше время ему вернули первоначальное имя.
Но, как по мне, самое интересное в Харламовом мосту - это его окружение. Помимо упомянутого мною ранее дома Фохтса, напротив переправы находится дом Вальха - легендарная постройка сразу по двум причинам. Во-первых, именно в этом здании два года жил Александр Грибоедов, так что можно сказать, что именно из-за этого дома канал носит своё современное название.
Во-вторых, этот дом был использован Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе "Преступление и наказание". В этом здании по сюжету романа жила та самая старуха-процентщица, убитая в нём же Родионом Раскольниковым. Вот такое вот знаковое для Петербурга место!
Львиный мост
Дата постройки: 1826 год
В створе: Львиного переулка
Ну вот и настало время одного из самых известных мостов Петербурга - Львиного. Прекрасный висячий мост, опорами которого служат цепи, которые, в свою очередь, "держат в пастях" выразительные скульптуры львов. Известнее этого образа в Петербурге только, пожалуй, укротители коней на Аничковом мосту и грифоны с золотыми крыльями на мосту, о котором я расскажу вам чуть позже (он тоже переброшен через канал Грибоедова).
Автором самой узнаваемой детали моста - скульптур львов, стал Павел Соколов (помимо львов на канале Грибоедова, скульптор Соколов создал также сфинксов Египетского моста на реке Фонтанке). Сами скульптуры созданы из чугуна, но покрашены в белый цвет для того, чтобы они были похожи на мраморные. Правда говоря, на мраморные изваяния они не особо сильно похожи, но, впрочем, это нисколько не портит их внешний вид.
Удивительно, но в 1880-х годах львов по непонятным мне причинам покрасили в чёрный цвет, а с середины моста убрали фонари, тем самым испортив изначальный облик переправы. Однако, в советское время (а если быть точным, то в 1950-х годах) мост облагородили, полностью вернув ему изначальный облик. Хочется сказать спасибо советским инженерам-реставраторам за отличную работу!
Кстати, из-за своего расположения (мост находится в отдалении от ключевых туристических мест Петербурга) Львиный мост не пользуется огромной популярностью, так что на нём можно и спокойно сфотографироваться, и просто размеренно гулять, любуясь прекрасными скульптурами львов. Рекомендую!
Подьяческий мост
Дата постройки: 1906 (деревянный, пешеходный), 1938 (металлический, пешеходный), 1972
В створе: Большой Подьяческой улицы, Фонарного переулка
Последним мостом в этой статье станет Подьяческий. Эта переправа долгое время была пешеходной и не отличалась особенным внешним видом. Но всё изменилось в ходе перестройки моста в 1970-х годах. Именно тогда Подьяческий мост обзавёлся "чужими" фонарями - изящные гранитные обелиски были сняты с Александровского моста, переброшенного через Введенский канал. В 1967 году канал засыпали, а фонарям исчезнувшего моста нашли новое применение - и очень удачно!
На этом я предлагаю заканчивать первую часть нашей прогулки. В скором времени мы продолжим наш путь и рассмотрим все оставшиеся мосты канала Грибоедова: от Вознесенского до Театрального. Со второй частью вы можете ознакомиться по этой ссылке!
Спасибо за внимание!