Уже в грядущем сентябре у школьников может появиться единая форма. Соответствующая инициатива активно обсуждается в Государственной думе. Депутат Федот Тумусов предложил министру промышленности Денису Мантурову просубсидировать российские семьи на получение школьной формы, тем самым поддержав отечественное легкое производство. Однако сами учащиеся и многие родители опасаются, что история «зимой и летом одним цветом» рискует повториться.
Свое предложение Федот Тумусов высказал министру Мантурову, когда тот посещал Государственную думу. Суть проекта заключается в том, чтобы выдавать российским семьям сертификаты на покупку школьной формы. На них можно будет приобрести только форму отечественного производства, а сами средства направить текстильным предприятиям.
Потому как предложение затрагивает сразу два министерства — образования и промышленности — предложение было направлено премьер-министру Михаилу Мишустину. Отмечается, что общие затраты могут составить до 160 млрд рублей.
Примечательно, что на одежду для заключенных и силовых ведомств из федерального бюджета тратится куда больше денег, нежели чем предполагает инициатива депутата.
Одеть рубашку, застегнуть пиджак
К слову, вопрос школьной формы не дает покоя законодателям. В конце прошлого года депутат Госдумы Виталий Милонов заявлял о том, что в России необходимо создать национальный брендбук с вариантами школьной формы. Милонов утверждал, что в России должен быть единый стандарт школьной формы, принятый общенародно.
Милонов заверял, что дети не будут ходить все в одинаковой форме. По его словам, брендбук предполагает несколько вариантов видов брюк, пиджаков, юбок. Комбинация этих установленных предметов одежды позволит сохранить индивидуальность при том, что будет сохранена строгость и торжественность, заверял парламентарий.
Тогда же у Милонова сразу нашлись сторонники. В частности, российский дизайнер Игорь Гуляев заявил, что ему пришлась по душе озвученная идея. Он также рассказал об опыте участия в создании школьной формы: «Это была такая форма-трансформер с шейными платками, фартуками с отстегивающимися карманами… но было дорого для семей. 4-5 тысяч рублей – для Москвы нормально, для глубинки — слишком большая сумма. Проблема была и в том, что не в каждом регионе есть ткани для пошива. Уточню, что нужно использовать смесевые ткани, а не чистую шерсть. Мне в принципе нравится идея школьной формы. Идет воспитание культуры, когда ты обязан одеть рубашку, застегнуть пиджак. Нужно различать, как дети одеты во время занятий и после них. Это дисциплинирует».
Форменное безобразие
Педагог одной из уральских школ Ольга Светлова полагает, что «форменный вопрос» рискует оказаться крайне болезненным. «Для меня очевидно, что ученикам навязанная им форма явно не понравится. Я тоже отрицательно отношусь к подобной обязаловке. Те времена уже давно прошли. В конце концов, одежда позволяет проявить индивидуальность. Конечно, определенный дресс-код необходим – ну, чтобы ребята не приходили на занятия в шортах и майках. Все остальное регулировать не имеет смысла – это все прошлый век», — сказала собеседница Zamesа.
Однозначного отношения к вопросу введения школьной формы нет. Более 70 процентов российских родителей поддерживают соблюдение школьного дресс-кода и считают его для своих детей обязательным. У 65 процентов участников опроса дети учатся там, где требуется школьная форма. Другие 60 процентов рассказали, что в их учебных заведениях есть рекомендация придерживаться определенного дресс-кода. Такие данные получили авторы опроса, проведенного проектом «Mail.ru Дети».
Кроме того, родителей попросили уточнить, как именно им бы хотелось, чтобы их ребенок одевался в школу. И вот мнения разделились: 43 процента высказались за «белый верх/темный низ» или «деловой стиль», а 33 процента хотят видеть своих детей в стандартной школьной форме. Более половины опрошенных мам и пап считают, что форма дисциплинирует и помогает не отвлекаться, а 38 процентов отметили, что одинаковая одежда сглаживает видимую разницу в семейных достатках.
Ранее в думском комитете по образованию и науке предлагали ввести фиксированную максимальную стоимость школьной формы на уровне 3 тысяч рублей. В парламенте указывали, что во многих школах ношение формы стало обязательным, однако модели сильно разнятся по цене.
В Госдуме отмечали, что «дети, вынужденные одеваться в школьные костюмы, купленные, условно говоря, на ближайшем вещевом рынке, испытывают психологический дискомфорт, сравнивая себя со сверстниками». Более того, подчеркивали депутаты, «в отдельных случаях дешевая форма может стать спусковым крючком для насмешек и школьной травли».