Кто из нас в детстве не хотел побывать на Острове Сокровищ или сражаться за справедливость в команде капитана Блада? Уверен, что в мыслях всех мечтателей основное место занимал парусный корабль. Это на нем мы мчались к своим подвигам и победам над злодеями, невзирая на штормы и невзгоды обязательно кругосветных плаваний. Наш корабль рождался из образов книжных и киношных парусников. Одним из таких «дримшипов» был «Товарищ». Прекрасный, белый, стремительный и недосягаемый на экранах, он прошел через сьемки более чем в сорока отечественных фильмах . Среди них «Максимка», «Алые паруса», «Ветер «Надежды», «Мятежный Орион», «Девушка и море», «В поисках капитана Гранта» и многие другие. Так что же это за корабль?
Этот трехмачтовый барк был построен в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» и спущен на воду 3 мая 1933 года. Водоизмещение 1354 т, длина с бушпритом 82,1 метра. Ширина 12 м, осадка 4,9 м. Площадь парусов 1797 м2 . Скорость хода 12 узлов под парусами, 8 узлов под дизелем. Корпус – сталь. Барк построен по заказу «Рейхсмарине» - Имперского флота Германии взамен затонувшему в 1932 году учебному судну «Ниоба». Судно было названо «Горх Фок» (нем.Gorch Fock) в честь немецкого писателя-мариниста Иоганна Вильгельма Кинау.
С 1934 года «Горх Фок» стал учебным судном. С началом Второй мировой войны барк использовался, как канцелярия или общежитие плавсостава «Кригсмарине» в портах Свинемюнде или Киль. Затем судно перешло в Штральзунд, где на нем открыли курсы минеров. Перед окончанием Второй мировой войны «Горх Фок» был взорван и затоплен у острова Рюген.
После окончания Второй мировой войны по «Договору о репарациях» парусник был передан СССР и в 1947 году поднят штральзундской компанией «B. Staude Schiffsbergung». В том же году в Ростоке был приведен в порядок корпус, после чего в Висмаре барк прошел капитальный ремонт. 15 июня 1950 года барк с именем «Товарищ», порт приписки Херсон, приняла команда из Советского Союза.
За советский период «Товарищ» проплыл 500 тысяч миль (около 936 тыс. км), побывал в 102 портах 86 стран. На нём прошли обучение свыше 15 тысяч курсантов морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств. 5 мая 1984 года в честь судна «Товарищ» назван астероид (2787) "Tovarishch".
После распада СССР, несмотря на потенциал «Херсонского судоремонтного завода», для проведения ремонтных работ барк был направлен украинской стороной в Великобританию.
Уже тогда немецкое общество «Друзей парусного флота» организовало первую из многочисленных акций поддержки «Товарища». В Германии вышли в свет благотворительные сертификаты по сто марок. С 1999 по 2003 годы в Вильхельмсхафене барк, за счет этого же германского общества, прошел капитальный ремонт. Тогда хозяевами парусника все еще была украинская сторона.
С 2003 года немецкие энтузиасты общества «Друзей парусного флота» начали переговоры с властями Штральзунда. Они собрали деньги и хотели выкупить корабль, чтобы вернуть его в родной порт приписки. Городские власти позитивно отнеслись к этой идее. Украина планировала получить за корабль один миллион евро, но в процессе переговоров сделка состоялась при цене в 500 тысяч евро.
После сделки, тогда еще «Товарищ», в плавучем доке (!) 25 сентября был доставлен в родную гавань Штральзунда. 29 ноября 2003 года барку официально возвращено прежнее имя «Горх Фок».
С 2005 года «Горх Фок» расположен в гавани города Штральзунд , теперь это музей на воде.
Подводя итог рассказа об этом корабле с удивительной судьбой, хочется с грустью заметить, что из хорошего во всей этой истории только то, что сам барк в целости и сохранности. Думается, что много-много лет он таким и будет. Только мы к этому не имеем никакого отношения.