Найти тему
"Млечный Путь"

Бывший наш «Товарищ» - «Горх Фок» в родной гавани

Кто из нас в детстве не хотел побывать на Острове Сокровищ или сражаться за справедливость в команде капитана Блада? Уверен, что в мыслях всех мечтателей основное место занимал парусный корабль. Это на нем мы мчались к своим подвигам и победам над злодеями, невзирая на штормы и невзгоды обязательно кругосветных плаваний. Наш корабль рождался из образов книжных и киношных парусников. Одним из таких «дримшипов» был «Товарищ». Прекрасный, белый, стремительный и недосягаемый на экранах, он прошел через сьемки более чем в сорока отечественных фильмах . Среди них «Максимка», «Алые паруса», «Ветер «Надежды», «Мятежный Орион», «Девушка и море», «В поисках капитана Гранта» и многие другие. Так что же это за корабль?

Барк "Товарищ". Фото из сети.
Барк "Товарищ". Фото из сети.

Этот трехмачтовый барк был построен в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» и спущен на воду 3 мая 1933 года. Водоизмещение 1354 т, длина с бушпритом 82,1 метра. Ширина 12 м, осадка 4,9 м. Площадь парусов 1797 м2 . Скорость хода 12 узлов под парусами, 8 узлов под дизелем. Корпус – сталь. Барк построен по заказу «Рейхсмарине» - Имперского флота Германии взамен затонувшему в 1932 году учебному судну «Ниоба». Судно было названо «Горх Фок» (нем.Gorch Fock) в честь немецкого писателя-мариниста Иоганна Вильгельма Кинау.

Немецкий писатель Иоганн Вильгельм Кинау,  псевдоним "Горх Фок". Фото обработано автором. Фото из сети.
Немецкий писатель Иоганн Вильгельм Кинау, псевдоним "Горх Фок". Фото обработано автором. Фото из сети.

С 1934 года «Горх Фок» стал учебным судном. С началом Второй мировой войны барк использовался, как канцелярия или общежитие плавсостава «Кригсмарине» в портах Свинемюнде или Киль. Затем судно перешло в Штральзунд, где на нем открыли курсы минеров. Перед окончанием Второй мировой войны «Горх Фок» был взорван и затоплен у острова Рюген.

Барк "Горх Фок",1937 г.Фото из сети.
Барк "Горх Фок",1937 г.Фото из сети.

После окончания Второй мировой войны по «Договору о репарациях» парусник был передан СССР и в 1947 году поднят штральзундской компанией «B. Staude Schiffsbergung». В том же году в Ростоке был приведен в порядок корпус, после чего в Висмаре барк прошел капитальный ремонт. 15 июня 1950 года барк с именем «Товарищ», порт приписки Херсон, приняла команда из Советского Союза.

Парусник "Товарищ". Слева на корме виден портприписки - Херсон. Монтаж автора.
Парусник "Товарищ". Слева на корме виден портприписки - Херсон. Монтаж автора.

За советский период «Товарищ» проплыл 500 тысяч миль (около 936 тыс. км), побывал в 102 портах 86 стран. На нём прошли обучение свыше 15 тысяч курсантов морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств. 5 мая 1984 года в честь судна «Товарищ» назван астероид (2787) "Tovarishch".

После распада СССР, несмотря на потенциал «Херсонского судоремонтного завода», для проведения ремонтных работ барк был направлен украинской стороной в Великобританию.

Уже тогда немецкое общество «Друзей парусного флота» организовало первую из многочисленных акций поддержки «Товарища». В Германии вышли в свет благотворительные сертификаты по сто марок. С 1999 по 2003 годы в Вильхельмсхафене барк, за счет этого же германского общества, прошел капитальный ремонт. Тогда хозяевами парусника все еще была украинская сторона.

С 2003 года немецкие энтузиасты общества «Друзей парусного флота» начали переговоры с властями Штральзунда. Они собрали деньги и хотели выкупить корабль, чтобы вернуть его в родной порт приписки. Городские власти позитивно отнеслись к этой идее. Украина планировала получить за корабль один миллион евро, но в процессе переговоров сделка состоялась при цене в 500 тысяч евро.

Барк "Горх Фок".  Фото из сети.
Барк "Горх Фок". Фото из сети.

После сделки, тогда еще «Товарищ», в плавучем доке (!) 25 сентября был доставлен в родную гавань Штральзунда. 29 ноября 2003 года барку официально возвращено прежнее имя «Горх Фок».

Барк - музей. "Горх  Фок". Штральзунд. Фото из сети.
Барк - музей. "Горх Фок". Штральзунд. Фото из сети.

С 2005 года «Горх Фок» расположен в гавани города Штральзунд , теперь это музей на воде.

Подводя итог рассказа об этом корабле с удивительной судьбой, хочется с грустью заметить, что из хорошего во всей этой истории только то, что сам барк в целости и сохранности. Думается, что много-много лет он таким и будет. Только мы к этому не имеем никакого отношения.