"Ясуо Кобаяси — сихан, 8 дан айкидо Айкикай. В 1955 году стал учеником в Айкикай Хомбо додзё, где занимался под руководством основателя айкидо Морихея Уэсибы. Кобаяси сенсей глава Айкидо Кобаяси додзё, одного из крупнейших додзё, обучающих айкидо и включающих в себя более 120 клубов по всему миру.
Интервьюер (Гуилом Эрард): Как вы начали заниматься айкидо?
Кобаяси: Я регулярно практиковал дзю-до в Кодокане. Мой дом был напротив Ясукуни Шрайн в районе Чийода, недалеко от Суидобаши, где находился Кодокан. Поэтому, когда я был ребенком, я ходил тренироваться туда. Когда я учился в школе, я познакомился с сыном Мистера Данзаки, бывшего тогда президентом Федерации Иайдо. Он также занимался сумо и рассказал мне, что некий человек по имени Уэсиба, обучает в Хомбо додзё и способен бросить борца сумо, например Тэнрю, который посещает его тренировки. Благодаря этому знакомству, я был представлен и приглашен в додзё. Думаю, было 5 или 6 часов вечера. Занятия вел Тада сенсей, в то время у него был 3-й дан, и в додзё тренировалось 5 или 6 человек, поскольку треть помещения занимали военные беженцы, жившие в то время в додзё. Это было осенью моего выпускного года в школе, и айкидо еще не было широко известно. После тренировки Тада сенсей пригласил меня посещать занятия и, в конце апреля после поступления в Университет, я начал тренироваться. Вот, как я начал заниматься айкидо.
Интервьюер: Что заставило вас решиться стать учидеши (ученик, живущий в додзё) в Хомбо?
Кобаяси: Я говорил вам, что я занимался дзю-до. Кодокан был большой организацией, и между учениками там не было никакого взаимодействия. Хомбо тоже находился рядом с моим домом, но атмосфера в нем была совсем иной: мы пили чай до и после тренировок, вместе занимались каллиграфией, по вечерам выходили выпить и т.д. Было интересно общаться с людьми. Учидеши приезжали из разных частей страны, так что они, порой, сильно отличались и, даже будучи людьми одного возраста, думали совершенно по-разному. Это было интересно, и стало основной причиной моего ухода из Кодокан. Человеческие взаимоотношения и дружба между учидеши – вот почему я выбрал айкидо.
Интервьюер: Как жили учидеши в Хомбо додзё?
Кобаяси: Это был хаос (смеется). Когда не было тренировок, мы могли делать все что угодно, например, пить всю ночь. Конечно, в наши обязанности входило делать уборку и покупать продукты, но в свободное время в додзё не было никакой возможности практиковать айкидо, потому что там постоянно находились какие-то люди. Они занимались то сумо, то армреслингом, но по ночам мы вместе выходили выпить, поскольку додзё находилось недалеко от Синджюкю.
Между учениками были отношения сэнпай-кохай (старший ученик-младший ученик) и тот, у кого были деньги, обычно это были сэнпаи, платил за выпивку. Когда, кто-нибудь из младших учеников получал деньги от родителей, мы пропивали их вместе (смеется). Было время, когда мы жили и ели вместе с Уэсиба сенсеем. В те времена мы ни о чем не беспокоились, кроме пропитания.
Интервьюер: Какими были тренировки учидеши?
Кобаяси: Тренировки были жесткими, потому что мы все были молоды. Мы испытывали друг друга, говорили, что техника у других не работает, или что они делают недостаточно больно. Я не был крупным, поэтому старался больше двигаться, чтобы измотать своих оппонентов, и, после того, как меня бросали, я вскакивал, как можно быстрее. Но я полагаю, что для тренировки это было хорошо.
Интервьюер: В те времена были тесты на даны?
Кобаяси: Нет, тестов тогда не было. Раз в год, во время церемонии Кагами Бираки (церемония открытия бочки саке), на стенах додзё вешали таблички с именами тех, кто получил следующий дан. Однако, когда людей стало больше, мы ввели систему сертификации.
Интервьюер: В Хомбо додзё сейчас нет практик с оружием, не так ли?
Кобаяси: Как известно, движения в айкидо произошли от работы с мечом, поэтому, теоретически, я думаю, что лучше практиковать техники с оружием. Мне кажется странным запрещать их.
Интервьюер: Вы обучаете работе с оружием?
Кобаяси: Мне больше нравится выполнять техники без оружия. Я могу победить с дзё (палкой) новичка, но никогда не буду сражаться против настоящего будоки. Поэтому я не показываю работу с оружием на демонстрациях, хотя и практикую в додзё. На важных демонстрациях я показываю только работу без оружия, и никогда не демонстрирую техники с дзё или бокеном (деревянный меч). Мне нравится делать техники без оружия, но я ввожу оружие в практику, потому что считаю, что это необходимо, хотя на самом деле мне это не нравится, и я в этом плох. Я стараюсь не попадать под критику других будок и не делаю того, что выглядит несоответствующе с их точки зрения. Также я не демонстрирую техники с оружием на официальных мероприятиях, таких как семинары или публичные показательные выступления. Другие люди используют меч на всеяпонской демонстрации айкидо, но я никогда этого не делаю.
Интервьюер: Давайте сфокусируемся на той философии, которая лежит в основе айкидо О’сенсея. Вам были понятны религиозные отсылки О’сенсея?
Кобаяси: Ну, я не знаю ничего о таких вещах, как Кодзики (старейший японский религиозный трактат), в этом проблема. Я всегда с нетерпением ждал, когда это закончится. Были люди, которым были знакомы эти религиозные идеи, но мне – нет. Поэтому, я просто фокусировался на тренировках. Я не мог запомнить имена всех этих богов. Моим девизом в айкидо всегда было: «Айкидо для как можно большего количества людей».
Интервьюер: Сегодняшнее айкидо сильно отличается от айкидо, каким оно было, когда вы начинали?
Кобаяси: В основе оно не отличается, но в те времена техник было меньше. Все строилось вокруг контролей. Всем нравится сравнивать, но я, хотя и по-своему, просто делаю базовые техники. Я делаю базу, и не думаю, что она хоть сколько-нибудь отличается. У каждого учителя свой стиль, это касается и Хомбо, не так ли? Там есть много разных учителей, но [Уэсиба] Моритэру сенсей обучает основам. Однако, в наших Кобаяси додзё все делается более единообразно. Я думаю, что в этом подходе есть что-то правильное, поскольку Кобяси додзё распространилось по всему миру. Многим людям нравится стиль, которому обучают у нас. Иногда, я удивляюсь, обнаруживая Кобаяси додзё, открытые нашими учениками в странах, о которых я даже не знал.
Интервьюер: Что вы думаете, о возрасте тех, кто занимается айкидо?
Кобаяси: Возможно, айкидо не привлекает молодых людей, поскольку в нем нет соревнований. Им нужно сравнение, чтобы разобраться, кто сильней – победить или проиграть. Но спустя время, люди перестают беспокоится о подобных вещах. И начинают заниматься айкидо.
В моё время айкидо не было известно, но сейчас эра информационных технологий и доступно множество вещей. Дзюдзюцу весьма популярно в Америке и Европе, не так ли? Айкидо тоже на волне. Люди, которым нравятся подобные вещи, естественным образом, собираются вместе, поэтому, я не думаю, что нам нужно слишком уж беспокоится об этом.
Ну что ж это правда, что молодые люди не интересуются айкидо всерьез, и что средний возраст населения увеличивается. В Америке и Европе айкидо, обычно, занимаются люди в возрасте. На семинарах вы также можете встретить пожилых людей. Как бы то ни было, я думаю, это нормально. Молодёжь занимается другими вещами, например, фитнессом, но я думаю, они заинтересуются и начнут присоединяться к нам. В любом случае беспокойство на этот счёт никак не поможет.
Интервьюер: Как вы видите будущее Кобаяси додзё?
Кобаяси: В будущем я хочу, чтобы все больше людей занимались айкидо и получали удовольствие от практики, а также, чтобы у них была возможность обсуждать то, что им интересно, как делаем это мы сейчас.
Существуют различные уровни подготовки: есть люди, которые занимаются айкидо 30-40 лет, и есть зелёные новички. Так вот, я стараюсь обращаться лично к каждому, а не просто демонстрировать айкидо перед ними. Технику они могут изучать и сами, или сэмпаи (старшие ученики) могут обучать их. И заграницей у меня такой же стиль обучения. Я не пускаюсь в объяснения. Иногда люди просят меня объяснить технику, но я отвечаю им, что айкидо говорит само за себя, ему не нужен такой интерпретатор, как я. Всем это нравится и я думаю, это единственное, что имеет значение. Так что, да, я уверен, что айкидо будет еще популярнее.
И еще пару слов про взаимодействие. В скором времени сенсеи перестанут ездить по разным странам и обучать. Если вы хотите учиться, приходите и учитесь друг у друга. Заграницей сейчас хватает учителей 7 и 8-го дана. А мы, в особенности молодежь, будем ездить туда-сюда и получать удовольствие. Как говорил Уэсиба сенсей: «Айкидо — это весело».
И напоследок, котэгаеси остается котэгаеси, как бы вы его ни делали. Возникнет недопонимание, если вы будете называть его шихонаге. (Смеется). В любом случае, я думаю, все происходит так, как надо – это моя идеология. Некоторые люди могут критиковать ее, но поскольку она становится все более популярной, я не думаю, что она ошибочна.
Перевод интервью: Мартемьянова Наталья и Чистяков Николай"