На прошлой неделе Владимир Путин в своем обращении к россиянам объявил о повышении ставки подоходного налога для граждан с высокими зарплатами и упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний.
С 1 января 2021 года лица, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Для ИТ-компаний ставки страховых взносов снизятся с 14% до 7,6%, а налог на прибыль уменьшится с 20 до 3%. Владельцы зарубежных активов смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности.
Здесь и далее комментарии партнера юридической компании «МОЖНО» Андрея Шевченко.
· Про ставку 15% НДФЛ
Введение 15% НДФЛ на доходы, превышающие 5 млн. в год, скорее популистская мера в преддверии голосования по поводу изменений конституции. Недаром, кроме повышения размера налогов, было заявлено о целевом расходовании средств, полученных от повышения налога - лечении детей с хроническими заболеваниями.
Дело в том, что повышенная налоговая ставка применяется только к суммам доходов, превышающих 5 млн. рублей. Например, порог исчисления превышен на 500 000 рублей, размер налога с превышения по старой ставке 13% равен 65 000 рублей, а по ставке 15% - 75 000 рублей. Разница, применительно к размеру доходов, настолько незначительная, что, математически говоря, стремится к нулю. Соответственно, никаких негативных последствий эта мера не несет.
Годовой доход в пять миллионов рублей в пересчете на ежемесячную зарплату составляет 416 667 рублей, т.е. более чем в 10 раз превышает среднюю зарплату по стране. Таким образом, повышение касается небольшой группы людей, но несколько снижает напряжение в обществе в целом.
Вряд ли эта мера является плановым предвестником более серьёзных изменений, хотя если рост доходов основной массы населения не начнется, давление общественного мнения может привести к дальнейшему повышению налоговой нагрузки на высокие доходы.
· Про ставку для ИТ
Установление низких налогов на фонд оплаты труда и прибыль для ИТ компаний - крайне положительный фактор для развития отрасли информационных технологий, поскольку ИТ компании характеризуются высокими расходами на оплату труда, и для успешной работы им необходимо аккумулировать лучшие интеллектуальные ресурсы. При этом остальные затраты, включаемые в расходы, уменьшающие размер прибыли, наоборот малы, что приводит к высокому размеру налогооблагаемой прибыли. В силу этих причин расходы на налог на прибыль находятся на высоком уровне.
Таким образом, общее снижение налоговых расходов для ИТ компаний составит 14,6%. Очевидно, что такое снижение расходов удешевит стоимость разработки технологичных продуктов и увеличит доходность для ИТ инвесторов, что упростит привлечение инвестиций в эту отрасль в Россию.
Кроме налоговых преференций, я полагаю, необходимо улучшить корпоративное законодательство с точки зрения регулирования взаимоотношений разработчиков и инвесторов, и доработать законодательство об интеллектуальной собственности, позволяющее более широкую защиту интеллектуальных прав. В частности, более четко отрегулировать групповые авторские права, допустив определение долей участия в авторском праве. Кроме того, представляется полезным создать юридическую защиту такого понятия как идея, поскольку это поможет привлекать финансирование и защищать права разработчика еще на этапе планирования создания продукта.
· Про фиксированную ставку налога для контролируемых иностранных компаний
Деятельность контролируемых иностранных компаний (КИК) определяется Главой 3.4 Налогового кодекса РФ.
Определение фиксированного налогового платежа в 5 000 000 рублей в год для КИК скорее положительная новость. При этом основной положительный эффект на данном этапе состоит не в снижении налоговой нагрузки на КИК, а в снижении управленческих издержек. Думаю, что платеж 5 000 000 рублей — это некая средняя величина платежа по России, поэтому налоговая нагрузка на КИК изменится незначительно, исключая высокодоходные компании, но их немного. Гораздо важнее снижение управленческих издержек, связанных с расчетом налогооблагаемых доходов КИК, и их защиты в налоговых органах судебными спорами по поводу решений налоговых органов.
Фиксированный платеж исключает разногласия с государством и, кроме того, избавляет от раскрытия информации о структуре получения прибыли, о порядке ценообразования и т.п., что, несомненно, облегчает процесс принятия решения о реинвестировании в российскую экономику и управления этими инвестициями.
Не забывайте подписаться на наш канал на Дзене и читайте другие актуальные юридические статьи в нашем блоге!
Рекомендуем также к просмотру разборы новостей в нашем видеоблоге на YouTube:
👉 Ефремов попал в ДТП. Юристы разбирают возможность условного срока
👉 Разлив топлива в Норильске: юридические последствия и уголовные дела на работников и мэра