Найти тему
От ума/Без ума

Фильм, как произведение живописного искусства

«Лабиринт Фавна» покорил мое сердце с первых кадров. Досмотрев последние, я поняла, что этот фильм еще и попал в список любимых. Как описать в нескольких словах этот фильм? Мрачная история о том, как война влияет на сознание ребенка. Но оказалось, что это еще не все. «Лабиринт Фавна» - это еще и пример того, как один художник может вдохновить другого.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

При чем тут живопись?

По признаниям Гильермо дель Торо, он черпал вдохновение из творчества Франсиско Гойи. Художник Карлос Хименес нарисовал эскизы, по которым художник-постановщик Эухенио Кабальеро построил удивительные декорации.

Тот, кто смотрел фильм, согласится с тем, что визуальная составляющая — одно из достоинств данной картниы.

Отчаянный гравер

По моему мнению, картины Гойи имеют общие черты с посылом фильма дель Торо. У Франсиско Гойи было две серии офортов: «Капричос» (этой серии и принадлежит знаменитый «Сон разума рождает чудовищ») и «Бедствия войны». «Капричос» переводится как «причуды». Вообще, слово capriccio имеет два значения: «взбалмошная коза» и «взъерошенные волосы». Это название должно было значить, что от увиденного у зрителя волосы встанут дыбом.

Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. (Про ужасы инквизиции)
Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. (Про ужасы инквизиции)
Франсиско Гойя. Капричос. Ты, которому невмоготу
Франсиско Гойя. Капричос. Ты, которому невмоготу

К чему эти филологические изыскания? А к тому, что серию офортов «Бедствия войны» сам художник назвал «Роковые последствия кровавой войны против Бонапарта в Испании и другие возвышенные Капричос». В этой серии также появляются персонажи, похожие на нечисть из «Капричос», но здесь они уже не полноценные персонажи, а символы и аллегории.

Они не хотят (No quieren). Солдат пытается изнасиловать отчаянно сопротивляющуюся молодую женщину и не замечает как сзади подкрадывается старуха с ножом.(Бедствия войны)
Они не хотят (No quieren). Солдат пытается изнасиловать отчаянно сопротивляющуюся молодую женщину и не замечает как сзади подкрадывается старуха с ножом.(Бедствия войны)
«Невозможно видеть это». Лист из серии «Бедствия войны».
«Невозможно видеть это». Лист из серии «Бедствия войны».

Похожее есть и в фильме, даже тема та же: жестокая гражданская война в Испании. Подобно творениям Гойи эта «сказка» изобилирует жестокостью и истекает кровью. Фавн, феи, Бледный человек, эльфы — все они часть мира, нужны режиссеру, чтобы лучше изобразить жестокую реальность войны.

Если в «Капричос» много колкой иронии, насмешки, смотря на них сегодня, хочется улыбнуться, то глядя на «Бедствия войны» зритель холодеет, только ужасается. Так и в «Лабиринте Фавна» все начинается, как волшебная сказка. Сначала мелкие детали (вроде обращения капитана с матерью Офелии) дают нам намеки о том, что не все так хорошо и радужна в этой вселенной, а потом уже ужас и жестокость войны ложатся непомерным грузом на плечи героев и зритель может лишь смотреть и поражаться человеческой жестокости.

Занимательная геометрия

Режиссер рассказывал, что в фильме специально сделал тематическое соответствие формы и цвета. В сценах, где присутствует Офелия, много кругов, кривых, преобладает палитра теплых цветов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Когда появляется капитан Видаль, мы видим прямые, жесткие линии и холодные цвета. На протяжении фильма эти противоположности схлестываются, смешиваются, борются.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Занимательная символика

Помимо смысловой составляющей «Лабиринт Фавна» похож и по технике исполнения на картины Франсиско Гойи, а именно его «Черные картины».

К концу жизни художник потерял слух из-за тяжелой болезни а также испытывал другие проблемы; его чувства выплеснулись ужасающими картинами на стенах «Дома глухого» (как прозвали дом, где проживал художник). Здесь преобладают темный фон, мифические образы, мрачные и темные сюжеты. Похоже на фильм, правда?

Два старика вкушающие суп
Два старика вкушающие суп
Судьба
Судьба

Те же мрачные тона, волшебные существа, пугающие, вызывающие страх и недоверие. И, конечно же, нельзя говорить об этом фильме и не сказать о самом очевидном и знаменитом символе — Бледном человеке.

Совпадение?)
Совпадение?)

Он не только действиями похож на Сатурна, пожирающего своих сыновей, но и смысловым наполнением. Встреча с Бледным человеком — второе задание, которое нужно пройти Офелии, чтобы вернуться в волшебную страну. Фавн строго говорит ей ничего не трогать со стола, но Офелия не может удержаться, и тогда-то оживает Бледный человек.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
"Сатурн пожирающий своего сына"
"Сатурн пожирающий своего сына"

Это чудовище сидит за столом, полным яств, но питаться предпочитает не ими: некая аллегория на бессмысленность войны и человеческую жестокость. Легенда о Сатурне говорит о страхе божества быть свергнутым более молодым поколением, о жестокости и жадности, которых порождает власть.

Бледный человек
Бледный человек

Если вам кажется, что в этой легенде нет ничего общего с историей Офелии и Бледного человека, то это не так. Отчего сказки, которые придумала Офелия так страшны и жестоки, что даже взрослым не по себе? Эта девочка испытала на себе все ужасы войны, она не мыслит себя вне их, поэтому даже в волшебных историях они преследуют ее. Также чудища, порожденные больным разумом художника, преследовали Гойю.

Если вам было интересно, подписывайтесь на канал!) Если вам понравилась эта статья, то читайте о том, почему в некоторых фильмах главные герои - злодеи.