Литература
Вводная лекция знакомит ребят с основными жанрами литературы (проза, поэзия, драма) со своими внутренними видовыми подразделениями и поясняет, что по своей сути литература – это искусство выбора и построения слов. Поэтому ребятам и предлагается создать некий «банк слов», который станет исходным материалом для построения урока. Пусть каждый ученик напишет имя существительное, скажем, на первую букву своей фамилии.
«Пословицы, поговорки, загадки». Это еще индивидуальный этап работы. Пусть все потренируются в составлении поговорки или загадки с наугад вытащенным учителем (или учениками) словом.
«Рассказ (сказка) со словами». На групповом этапе работы пусть каждая группа напишет маленький рассказ (сказку) со случайно вытащенными из «банка слов» двумя словами.
«Четверостишие». Если позволяет время, то на завершающем этапе работы в качестве приобщении к поэзии ребятам предлагается сочинить небольшое четверостишие со случайно вытащенными из «банка слов» словами. Причем, продекламировать его нужно всей группой, стоя и с наибольшей эмоциональной выразительностью.
Последние два этапа групповой работы можно сделать конкурсными с определением лучших вариантов совместной творческой работы.
Театр
В лекционном материале повествуется о трех главных жанрах театрального искусства (комедия, трагедия, драма) и анализируется актерское мастерство как совокупность мимики, жестов и голоса актера. Коланимационная часть урока может следовать этой логике.
«Пойми чувство». Кто-то выходит из класса, а всем предлагается лицевой мимикой изобразить одно из чувств (радость, грусть, гнев, интерес, стыд, вина и т.д.). Учитель предлагает понять это чувство.
«Сбор рюкзака». Пантомимическая разминка. По кругу передается рюкзак или нечто его заменяющее, а каждый жестами изображает то, что туда кладет. Причем, «засунуть» в этот предмет в рюкзак и передать его дальше можно, если в кругу участников догадались, что это такое.
«Изобрази голосом». Добровольцам предлагается изобразить голосом: заводящийся мотор, кипящий чайник, шум взлетающего самолета, тормоза автомобиля, милицейскую сирену, топот и ржание коня, водосливной бачок. Если актеров несколько в каждой ситуации – возможно определение лучшего.
«Актерская карусель»
И кульминационное задание. Ребята разделяются на первый-второй и становятся друг против друга по принципу карусели лицом друг к другу. К примеру, первые номера – внешний круг, вторые номера – внутренний. Дается задание на актерское взаимодействие в четко установленных ролевых рамках. Например: первые номера – полицейские, вторые номера – нарушившие ПДД водители. В течение полуминуты они должны взаимодействовать в заданных ролевых образах. Затем дается команда на «отбой» (удобно для этих целей использовать свисток), и вторые номера переходят по часовой стрелке на одного человека. Учитель дает сигнал на новое взаимодействие, предварительно анонсировав, что теперь первые номера – водители, а вторые – полицейские. Таким образом каждая ситуация разыгрывается дважды со сменами доминирующей и пассивной актерской роли.
Варианты ситуаций: доктор и пациент, продавец и покупатель, контролер и безбилетный пассажир, прохожий и потерявшийся ребенок, учитель и плохой ученик.
По итогам карусели целесообразно обсуждение – кто в какой роли себя лучше всего чувствовал.
Кино
Поскольку кино вышло из фотографии, целесообразно с нее и начать, тем более, что фотодело иногда выделяют в самостоятельный вид искусства.
«Фото на фоне». Сначала ребятам дается справка, что хорошая фотография предусматривает сочетание четкого переднего плана там, где находится фотографируемый объект и так называемого фона, который должен гармонично этому объекту соответствовать. Затем пусть каждая группа ребят придумает и изобразит свой вариант переднего плана и фона – в городе, на лесной опушке, на берегу реки, в горах, на море и т.д. Кстати, если есть техническая возможность, желательно все это действительно сфотографировать и тут же с помощью проектора показать на большом экране или хотя бы мониторе компьютера.
Что касается кино, то в небольшой лекции желательно дать историческую справку его развития: немое черно-белое – звуковое черно-белое - звуковое цветное – объемное (3D, 4D). Но несмотря на все технические усовершенствования в любом варианте основой кино является игра актеров, потренироваться в которой и предлагается ребятам.
«Кастинг ролей». Нескольким желающим дается образ какого-нибудь сказочного персонажа, скажем, Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Золушки или Буратино. Они, по очереди заходя в класс, изображают нужные образы. Зрители, выступающие в роли режиссеров, подбирающих актеров для своего фильма, выбирают лучших.
Съемка фильма «Школьная трагедия»
Ребятам предлагается прогрузиться в самую что ни на есть «кухню» кино – работу актеров на сценической площадке.
Основа любого фильма – сценарий. Пусть ребята его запишут по репликам актеров.
Сынок: - Мама, я не пойду больше в школу.
Мама: - Нет, сынок, ты сейчас же туда пойдешь.
Сынок: - О нет, только не это! (Падает в обморок.)
Мама: - Доктора! Доктора! (Появляется доктор и осматривает тело.)
Доктор: - Кажется, он умер! Санитары!.. (Появляются санитары и уносят тело.)
Цирк
Цирк – это своеобразный синтез многих видов искусства – архитектуры, театра, музыки, танца, литературы, живописи, прикладной культуры Все это плюс спорт и порождает цирк, главной изюминкой которого является показ удивительных возможностей человеческого тела и духа.
Ребята разделяются на группы и по желанию или по жребию готовят выступление в том или ином цирковом жанре: клоуны, жонглеры, фокусники, канатоходцы, акробаты, дрессировщики животных.
Возможен и более сложный вариант, когда каждая группа представляет все жанры в виде небольшой цирковой программы. Но этот вариант требует большей подготовки и больших «трудозатрат». В один урок он может не вместиться. Но для любого варианта понадобится конферансье, развлекающий зрителей и делающий связки между номерами.
Если цирковые программы удались ребятам, то вполне возможна их презентация другим учащимся, может быть, учащимся начальной школы.
Прикладная культура
Урок по прикладному искусству можно провести в виде своеобразного мастер-класса по обмену опытом. Он действительно будет обобщающим в этом разделе, синтезирующим еще неиспользованные художественные и творческие способности учащихся. А ребята пусть сами выступят в роли учителей своих товарищей.
Итак, ребятки готовятся и на уроке демонстрируют «секреты» своего мастерства в тех или иных видах прикладной культуры. Здесь вполне возможны командные объединения и половые разделения. Пусть девочки покажут новые виды и способы шитья, вышивания, плетения бисером, макраме, оригами и т.д. А мальчики, не отставая от них – в работах по металлу и дереву, чеканке, выжигании, выпиливании, конструировании, сборки моделей и т.д.
Особо должны поощряться не просто демонстрационные, а именно обучающие презентации, с раздачей материалов и небольшим тренингом по овладению теми или иными навыками. Учителю нужно только заранее обеспокоиться наличием дополнительных материалов и распределением времени между всеми участниками итогового мастер-класса.
В завершение всего этого учебного раздела целесообразно вновь вернуться к списку из 10-ти видов искусства и предложить ребятам вновь определиться с наиболее предпочитаемым видом искусства. Как повлияло на это итоговое самоопределение погружение в каждый вид искусства по отдельности? Есть ли какие-либо изменения? С чем они связаны? Кто предпочел новый вид искусства и почему?
Так с помощью метода коллективной анимации обучения учитель направляет и корректирует развитие художественных способностей своих подопечных.
И в этой связи хочется спросить вас, коллеги, насколько перспективным вы видите применение этого метода к урокам художественной культуры и искусства? При несомненном интересе со стороны детей, не принижает ли он саму суть художественного творчества, которое требует самоуглубления и личностного «одиночества»? Не стирает ли творческие индивидуальности каждого из учеников, заменяя их коллективной деятельностью, которая может быть эмоционально-радостной, но редко глубоко осмысленной и ценностно-содержательной? Не формирует ли в итоге «поверхностных» в эстетическом смысле людей?..
Вопросы можно ставить и дальше, но хотелось бы сначала услышать и Ваше мнение, коллеги.
начало - здесь