Найти тему
Александр Дедушка

Дружба и коллектив. Закон творчества (3)

В распорядке дня Лагеря друзей есть еще время для «запланированного» творчества.

Например – игра Дежурного Капитана. ДК должен после обеда перед палубой общения провести «игровую площадку». Вот уже несколько лет для стимулирования творчества, а заодно и пополнения игровой копилки мы делаем вот что. Во время оргпериода в течение первых двух дней работы лагеря используется уже Вам известная процедура создания игрового словесного банка, когда каждый пишет слово на свою букву. Далее эти слова перемешиваются и раздаются вновь участникам, и каждый узнает название игры, которую он должен провести во время своего дежурства.

Поскольку дежурными рано или поздно становятся все, то у каждого есть не просто возможность, но «обязанность» проявить свои творческие способности в придумывании новой игры. Конечно, далеко не все игры становятся шедеврами творческих поисков, большинство из них - переименованные кальки из уже известных игр, но творческие способности действительно стимулируются, а некоторые даже модифицированные игры получают как бы свое второе рождение.

Еще одна «кнопка» творческих поисков – заход в столовую. Уже и не припомню, с чего это пошло, и кто это предложил, но с какого-то момента было принято, что каждый заход в столовую должен быть не похож на предыдущий. Все начинается с элементарных «обнявшись», «мальчик заносит девочку», «на корточках», «задом», но чем дальше, тем больше растут сложности с вариантами, а значит, возрастают и возможности для творчества.

И в который раз убеждаешься в невозможности исчерпывания творческого потенциала. «Соединившись носами», «поменявшись обувью», «прикрыв глаза руками соседа» - лишь немногие примеры игры «творческого предприимчества».

Сама еда также может стать объектом творческого исследования. Особенно это касается еды и перекусов во время походов, когда тесному кругу участников не мешают никакие условности для импровизаций в «творческом съедении»:

«Суд над едой» - почему та или иная пища «приговаривается» к съедению.
«Что скажет еда перед смертью» - та или иная еда.
«Еда – набор качеств» - представить конкретную еду в виде набора необходимых тебе качеств.
«Еда - буква – качество» - придумать к съедаемой еде качество на твою персональную букву.

А вот теперь, друзья, мы подошли к главной форме работы по закону творчества, которая является своеобразной кульминацией и вершиной коллективного творчества. Одновременно это и тест на способность коллектива к этому виду деятельности. У меня бывали случаи, когда я убеждался, что поторопился с введением этой формы.

«День Х (икс)» - такое название получила эта форма. «Икс» - потому что никто не знает вплоть до определенного момента, что это за день, какова будет его тематика, и чем там придется заниматься.

Все начинается с того, что каждый пишет на свою букву любое имя существительное, и все слова складываются в специальную коробочку. Затем эта коробочка в виде некоего ритуала проходит по кругу, сопровождаемая словами важности предстоящего события, когда одно из лежащих в ней слов определит собой тематику дня и заменит загадочный «икс». Выбирается человек, которому будет доверено право вытащить заветное слово. Иногда это ДК, иногда кто-то другой, важна его безусловная авторитетность, и, наконец, им вытаскивается это заветное слово. День «Икс» превращается в день того слова, которое было вытащено из коробочки.

Следующий этап – «мозговой штурм» на это слово.

Он может пройти в разных вариантах. Если слово простое, и идея, вытекающая из него не вызывает вопросов и разногласий, то можно сразу разделиться на творческие группы, которые предложат конкретные формы проведения этого дня. Если «идея» слова достаточна туманна или многозначна, то целесообразно предварительно провести индивидуальный этап мозгового штурма, когда каждый, подумав минуту в тишине, предложит «идею» слова. Иначе говоря, какая его сторона или какое его значение будет взята за основу предстоящего действа? После обсуждения идей и принятия одной из них за основу, наступает второй – групповой этап мозгового штурма.

Коллектив делится на творческие группы, которые в течение определенного времени должны предложить все возможные формы проведения этого дня: какие конкретно дела, дискуссии, проекты, игры можно провести в рамках коллективно принятой идеи. И на последнем этапе мозгового штурма по итогам предложения всех творческих групп составляется и коллективно принимается программа предстоящего дня.

После уточнения всех оргмоментов (кто проводит то или иное дело, какая их последовательность, как они оцениваются, лимит времени), отводится время на подготовку всех запланированных дел.

Наконец предварительный этап Дня «Икс» завершен. Ведущий объявляет о его открытии и… дальше очень часто все идет не так, как было утверждено ранее. Но о причинах этого мы поговорим позднее, а пока я хочу Вас познакомить с некоторыми из проведенных нами дней «Х»; с тем, во что же вылились, в конце концов, случайно вытащенные из коробочки слова. Согласитесь, трудно представить себе что-либо более «творческое».

День «Любви». Его общей идеей стало решение провести «КВН влюбленных». После разделения на четыре команды, прошел конкурс визиток «Любовь по…» (русски, бразильски, африкански, индийски). Разминкою стала кольцовка песен о любви. Кульминацией стал конкурс капитанов, который прошел в виде когда-то весьма популярной игры «Любовь с первого взгляда», когда в парах партнеры из трех предложенных вариантов ответов на личные вопросы должны угадать ответы друг друга. До домашнего задания дело не дошло, зато завершился КВН весьма эмоциональной «игрой со зрителями» в виде игры в «Бутылочку». Это тут же рожденная модификация «Арам-шим-шима», когда водящий определяет партнера, не вращаясь сам, а вращением бутылки.
День «Тайны». В ходе мозгового штурма и предварительной работы коллектив поделился на четыре канала телевидения: ОРТ, РТР, НТВ, ТНТ, и каждый канал представил в своем «эфире» «журналистское расследование» одной из четырех тайн: НЛО, снежный человек, летучий голландец, бермудский треугольник. По окончании «телевизионных расследований» прошла игра «Судьба», в которой в зависимости от выбора одного из решений в той или иной ситуации, зависит дальнейшее развитие «твоей судьбы» (ее описание ниже).
День «Короля». Сначала состоялись выборы «королевской семьи» с королем, королевой, принцем и принцессой, затем к исполнению была принята идея, что принца и принцессу нужно женить и выдать замуж, и последующие конкурсы, которые, кстати, придумала уже сама королевская «семья», были привязаны к этой цели и проходили под эгидой «смотрин женихов и невест». Тут было дарение подарков, конкурс признаний в любви, рыцарский турнир в форме показательных боев карате, а завершилось все «королевской дискотекой» в ходе которой принц и принцесса выбрали себе «суженых».
День «Романтики». Сначала в виде своеобразной разминки прошел конкурс комплиментов, где под комплимент можно было сделать шаг вперед, и таким образом определены самые галантные романтики. А вот далее все ушло в театрализованные представления под общим названием: «Жизнь романтиков и неромантиков». Каждая группа ставила двойные представления по следующим сюжетам: знакомство, свадьба, семья, старость и смерть. Кстати, многие из этих представлений вошли позже в вожатский концерт, куда вообще-то попадают лучшие творческие номера лагерной смены. Это говорит об их достаточно высоком уровне, несмотря на рождение в импровизационном стиле. Завершился день еще одной некогда популярной игрой «Первое свидание», построенной по принципу «Любви с первого взгляда».
День «Щедрости». Вообще-то нам почти всегда везло с вытащенными в качестве заместителей «иксов» словами. На этот раз пришлось действительно принапрячься. В конце концов, все вылилось в следующую программу дня. Началось с разминочной игры «Подари, что я хочу», когда каждый загадывал подарок, все пытались что-то подарить, и смотрели, кто же угадал с желанием или был ближе всего к «цели».

Далее прошла довольно продолжительная игра «Вещи за борт», когда от великой «щедрости» каждая команда набирала с собой в лодку список любых вещей, а затем должна была их потихоньку «выбрасывать» в зависимости от степени нужности. Эту же процедуру с вещами проделывала набранная из всех «лодок» команда экспертов и результаты сравнивались на предмет наибольшего соответствия. Далее по программе – «Суд над щедростью», а завершалось все возвращением к теме подарков – «Каруселью подарков», когда каждый не пытался угадать желание, а дарил самый, на его взгляд, необходимый подарок всем партнерам по карусели.

А теперь несколько слов о «подводных камнях» этой творческой формы. Если коллектив недостаточно зрел, то успешно проведенный «День Х» требует просто невероятного и далеко не всегда оправданного напряжения организатора. «Вытащить» его в принципе можно, но это требует слишком больших усилий. Кстати, чувство сильной усталости после такого дня – лучший показатель, что организатор поторопился с его введением.

Каждый из ребят должен чувствовать личную ответственность за успешное проведение дня. Если этого нет, и установка остается по-прежнему чисто исполнительской, на плечи организатора ложится двойной труд. Кроме текущей организаторской работы часто приходится еще и придумывать саму ее тему, формы, способы активизации и т. д., - все то, что по идее продумывается и готовится заранее, обрушивается на плечи организатора непосредственно. Так что нужно хорошо подумать, прежде чем решиться на такую форму – готов ли коллектив к такой степени сложности творческой работе.

Еще одно неудобство связано с огромными энергетическими затратами самого коллектива даже при условии дружной совместной работы. Бывает так, что в результате нескольких этапов мозгового штурма придуман замечательный сценарий с интересными делами и играми, но у коллектива уже не остается достаточных эмоциональных и физических сил, чтобы их провести на высоком уровне, - все ушло на разработку того этапа, который обычно является частью предварительной работы организатора.

И приходится с сожалением откладывать «на потом». А бывает и так, что все-таки проведешь задуманное, а оно оказывается далеко не таким замечательным, как виделось по сценарию, не вызвало предполагавшихся эмоций. А дело все в том, что дело уже было «прожито» на этапе придумывания, а на реальное воплощение его в жизнь эмоций уже не осталось.

Поэтому в последние годы, учитывая эти «подводные» камни, у нас родилась новая разновидность этой творческой формы – «День Иксов». После создания словесного банка коллектив заранее разделяется на работоспособные творческие группы, и уже представители этих групп вытаскивают слово для своей команды. Заранее обговаривается время на подготовку и время, которое отводится каждой группе на проведение разработанных игр и дел, а затем каждая из творческих групп проводит их со всем коллективом. Таким образом «День Иксов» в отличие от своего предшественника – «Дня Икс», состоит из работы коллектива по нескольким разработанным микрогруппами темам.

Какие здесь преимущества? Снимается утомительный и продолжительный этап выработки идеи и составления сценария. Этот этап переносится в микрогруппы. Организационная работа здесь тоже не перегружается, так каждой группе нужно разработать сценарий не на весь день, а на отведенное ей время (обычно это полчаса). Далее. Содержания дня значительно обогащается за счет разных тем, которые могут весьма разниться друг от друга. В коллективе создается соревновательная ситуация, потому что по итогам дня выбирается группа, лучше всех справившаяся со своим творческим заданием. Наконец, если слова неизвестны заранее, то создается атмосфера интриги и творческих сюрпризов – какое слово досталось следующей группы, и что она будет делать с коллективом по этому поводу.

Еще очень важный плюс. Работа по тренингу организаторских и творческих умений идет сразу в нескольких микроколлективах, ведущий освобождается от организаторской текучки и берет на себя роль координатора, что значительно облегчает ему жизнь.

Но в то же время, коллеги, невооруженным взглядом видно, что подобная форма может быть внедрена только на очень высоких этапах развития коллектива. Это тот этап, когда организатор может выпустить из своих рук нити организационного руководства всем коллективом, доверившись идущим в группах процессам. Он уже не может так оперативно вмешиваться в текущую оргработу, как в «Дне Икс», «вытаскивая» на себе все недоработки коллектива.

Если микрогруппы не готовы к творческой работе с такой степенью интенсивности и ответственности, ведущий, пытаясь им помочь, начинает метаться от одной группы к другой, заваливая координацию общего процесса. Ситуация может быть разрешена за счет отдельных наиболее работоспособных групп, но общее впечатление от дня все равно окажется смазанным за счет «провалившихся». Хотя и это может пойти на пользу всему коллективу в целом при эффективном последействии с обсуждением причин всех неудач и извлечением соответствующих уроков.

Зато успешное проведение «Дня Иксов» гарантирует мощный импульс развитию коллектива. Каждая группа чувствовала ответственность за свой вклад в творческую жизнь коллектива и сумела реализовать эту ответственность в конкретных делах. Это создает чувство уверенности в своих силах и желание еще больше их отдавать на общее благо.

К примеру, в одной из смен десяти сформированным случайным выбором букв парам достались следующие слова из игрового банка: игра, цивилизация, карусель, авантюра, суслик, дружба, Екатеринбург, швабра, велосипедист, радость.

Пары были сформированы случайным образом, что создавало дополнительные сложности и требовало времени на притирку, но коллектив был уже достаточно зрел, чтобы успешно пройти это испытание. Большинство пар справились с заданием блестяще. Тут была и «Тюремная карусель», где ходящие по кругу арестанты должны были выполнять указания конвоира, и «Средневековые велосипеды», сооруженные из скамеек с состязаниями на скорость, и «Суслик-шоу», где каждая пара должна была изобразить дрессированного суслика и его дрессировщика. Выкрутилась даже пара с «Екатеринбургом» - они предложили участникам на каждую букву этого замысловатого слова придумать профессию и изобразить ее жестами.

(продолжение следует... здесь)

начало главы о творчестве - здесь

общее начало - здесь