Найти в Дзене
Дай знать!

ГАС Управление – агрегация данных всех муниципалитетов

На нашем канале мы несколько раз освящали ход эксперимента по повышению качества и связанности данных в Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Однако эксперимент продолжается и включает в себя и другие информационные системы, например Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (ГАС «Управление»). В этой публикации мы поговорим именно о ней. ГАС “Управление” - это единая государственная информационная система, обеспечивающая сбор, учёт, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также других сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. В настоящее время в России нет единой системы, где бы централизовано собирались официальные данные от муниципалитетов. При агрегации показателей, собираемых от муниципальных образований, возникают различные коллизии, не
Оглавление
Изображение: Fabian Krüger с сайта Pixabay
Изображение: Fabian Krüger с сайта Pixabay

На нашем канале мы несколько раз освящали ход эксперимента по повышению качества и связанности данных в Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Однако эксперимент продолжается и включает в себя и другие информационные системы, например Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (ГАС «Управление»). В этой публикации мы поговорим именно о ней.

ГАС “Управление” - это единая государственная информационная система, обеспечивающая сбор, учёт, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также других сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

В настоящее время в России нет единой системы, где бы централизовано собирались официальные данные от муниципалитетов. При агрегации показателей, собираемых от муниципальных образований, возникают различные коллизии, неточности и ошибки. Нередко эти процессы делаются почти вручную. Необходимо по-новому взглянуть на процесс сбора таких данных, разобрав все цифры, формирующиеся на местах, возможности их классификаций и кодирования. Эта работа называется «формирование паспорта муниципального образования» - об этом ниже.

Как проходило обследование

Цифры проекта по формированию паспорта муниципального образования в ГАС «Управление»
Цифры проекта по формированию паспорта муниципального образования в ГАС «Управление»

Для выполнения задач эксперимента было проведено несколько исследований, в результате которых:

  • сформирован перечень показателей муниципальных образований;
  • определены правила ведения и сбора данных для описания информационных потоков в муниципальном образовании;
  • определены вопросы разграничения прав доступа к данным и аспекты защиты информации;
  • сформированы требования к форматно-логическому контролю при вводе данных, позволяющему существенно сократить ошибки операторов;
  • разработаны подходы и метрики по оценке качества данных;
  • выполнено проектирование, разработка и настройка механизмов, обеспечивающих юридически значимый информационный обмен сведениями;
Изображение: VolensNolens  с сайта Pixabay
Изображение: VolensNolens с сайта Pixabay

Что обнаружили

После анализа текущих подходов к формированию показателей по муниципальным образованиям, поняли, что нужно в первую очередь решить следующие вопросы:

  • создать единую удобную точку концентрации информации от муниципалитетов (в том числе из их информационных систем), исключая длинные цепочки передачи информации и многократный ввод данных для отчётности;
  • разграничение прав доступа к собранной информации со стороны различных ведомств;
  • создать дополнительную детализацию данных в разрезе муниципальных образований;

Был проведен аудит 268 показателей и анализ мнений 5 пилотных регионов (по 130 показателям определены поставщики среди федеральных органов власти и требования к данным). Кроме того, сформированы предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты.

Проанализировав проблемы, группа экспертов приступила к поиску решений, которые позволят точно и оперативно сформировать паспорт муниципальных образований, содержащий необходимый набор сведений.

Изображение: Ольга Козлова с сайта Pixabay
Изображение: Ольга Козлова с сайта Pixabay

Что будет

Целевая задача – обеспечить оперативное взаимодействие между всеми органами власти, участвующими в процессе плюс обеспечить контроль (и повышение) качества обрабатываемых данных.

Для достижения этой цели сперва будет разработан документ («Паспорт государственного информационного ресурса»), детально описывающий информационное взаимодействие между всеми сторонами, участвующими в процессе сбора данных.

А сторон в этом процессе не мало:

  • Федеральное казначейство описывает все параметры ГАС «Управление», представляет их на экспертизу в Центр компетенций управления данными (ЦК УД), а также описание критериев и правил оценки качества данных.
  • Оператор государственной информационной системы – формирует описание информационного ресурса (паспорт), предоставляет его на экспертизу в Центр компетенций управления данными (ЦК УД), формирует описание критериев оценки его качества.
  • Центр компетенций управления данными (ЦК УД) – осуществляет экспертизу информационного ресурса на основании предоставленной документации.
  • Оператор Национальной системы управления данными (НСУД) формирует модель государственных данных и проводит её актуализации, включая добавление новых/измененных учитываемых данных.

На следующем этапе будет реализовано техническое решение, позволяющее обеспечить оперативный юридически значимый обмен данными между системами и ведомствами, а также создаст возможность управления качеством данных.

Изображение: Şahin Sezer Dinçer с сайта Pixabay
Изображение: Şahin Sezer Dinçer с сайта Pixabay

Что же с качеством?

Одна из проблем сбора данных в разрезе муниципальных образований – правильное кодирование их по классификатору ОКТМО, который является системообразующим в муниципальном делении. К сожалению, этот справочник используется не всегда полно и корректно – поэтому возникают потери деталей данных и другие неточности. В рамках проекта произведена оценка качества данных на примере 16 выгрузок от поставщиков данных.

Оценка качества данных осуществлялась по следующим параметрам:

  • полнота данных (% заполненных полей);
  • полнота данных (% заполненных обязательных полей);
  • достоверность данных (% некорректных значений);
  • форматно-логический контроль;
  • наличие кода ОКТМО.

Наличие кода ОКТМО необходимо для привязки данных к конкретному муниципальному образованию. Вместе с тем коды ОКТМО содержатся только в 3 выгрузках из информационных ресурсов. В остальных выгрузках указанные коды отсутствуют.

Некоторые выгрузки используют классификацию по ОКАТО, не заполняя поля ОКТМО (например, Пенсионный фонд Российской Федерации). Конечно, ОКАТО можно с долей погрешности автоматически перевести в ОКТМО (при помощи перекодировочных таблиц), но юридической силы такое преобразование иметь не будет.

Анализ выгрузок показал, в частности, проблему отсутствия форматно-логического контроля при заполнении некоторых полей. Так, например, в ходе анализа данных Федеральной службы по труду и занятости были обнаружены неправильно заполненные поля «адрес»: около 6% записей содержат в поле «адрес» только числа (скорее всего индекс). При таком соотношении некорректных записей данные могут быть использованы, но требуют дополнительного уточнения.

Таким образом качество общего массива выгруженных данных оценивается как среднее. Это означает, что данные могут быть использованы в межведомственном взаимодействии, но требуют дополнительных уточнений.

Изображение: zoosnow с сайта Pixabay
Изображение: zoosnow с сайта Pixabay

Что в итоге

Проделано немало исследовательской работы, разработано много проектов по изменению нормативных актов (около 17 документов), обсуждаются новые организационные схемы взаимодействия ведомств и поставщиков данных. Впереди – переход на единые справочники, введения систем мониторинга качества данных и много всего другого.

Однако сейчас уже есть карта, карта информационных потоков, на которую можно накладывать все эти планы и с её помощью их реализовывать. Через некоторое время в ГАС «Управление»повысится простота, точность и оперативность консолидации всех показателей, собираемых по длинной цепочке субъектов, что обеспечит наличие крепкой основы для принятия государственных управленческих решений и контроля их исполнения.

  • Познакомиться с документом “Отчет о повышении качества и связанности данных по направлению эксперимента «Формирование наборов сведений о муниципальных образованиях с использованием государственной автоматизированной системы «Управление» в качестве информационно-технологического элемента национальной системы управления данными, обеспечивающего функционирование национальной системы управления в соответствующей части»” Вы можете тут.