Найти в Дзене
сЧётчик

12 главных постсоветских книг. Книга шестая: Алексей Иванов, "Географ глобус пропил"

Книга шестая (2003 год): Алексей Иванов, "Географ глобус пропил". Моё издание: издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2019 год.   

Алексей Иванов стремительно ворвался в большую литературу - достаточно быстро всем стало понятен масштаб его дарования. Он - разный, да ещё и плодовитый писатель. Но даже в его библиографии "Географ" стоит особняком.  В чём значение этой книги?   

Во-первых, это чуть не первая удавшаяся попытка осмыслить девяностые через традиционный роман. До него было что угодно, только не это - Пелевин, Сорокин и ряд писателей помельче иронически адаптировали, ряд реалистов выхватывал частное, "заслуженные" фокусировались на истории, политике и высоких материях.  

Во-вторых, при всей реалистичности, роман гепертекстуален, насыщен отсылками и русской традиции вполне себе наследует, да и в мировую вписывается как влитой. Смотрите сами. Реализм "типизации", бьющий во все цели сразу и оттого становящийся фантастическим. Гоголь. Главный герой - и лишний, и маленький, и положительно-прекрасный человек сразу. Служкин-Мышкин, Служкин-Пушкин.   

И в то же время - сомневающийся и всё понимающий профессионал. Гамлет, Фауст. И хитроумный путешественник-трикстер. Одиссей. И идеалист, бьющийся с ветряными мельницами глухоты и бездушия. Дон Кихот. И - без комментариев - Веничка.   

Заратустра, ищущий с фонарём человека (и не находящий). Христос, наконец - смягчающий нравы. Не холодный фарисей-завуч - учитель, воспитывающий примером и мягкостью. Окружённый предателями, осмеянный и оплёванный (одна Мария, кажется, понимает его). Любящий и чувствующий реку, природу, малую родину, наконец.   

Эта сверхтекстуальность иногда мешает - кружится голова от ассоциаций - но встроена она в сюжет ладно и без швов.  Наконец, "Географ" хорош, как просто история. Да, иногда кинематографически-расчётлив: природа выписана точно, картинкой, а вот описаний внешности героев нет совсем - играть Служкина мог хоть Хабенский, хоть Джаред Лето.  

Многим, кстати, герой не слишком понравился - пьющий лох-неудачник, мол; девяностые ещё не вышли из нас. Конечно, именно Служкин - светлое пятно в уральской чёрной человечьей густоте книги. Диковатые дети, положим, виноваты не слишком - "среда заела". Можно оправдать многочисленных неустроенных женщин (по разным причинам). Но вот мужчины - Колесников, Будкин - это ад. Когда и отчего вышло, что оборотистость и нахрапистость мы стали принимать за деловитость и устроенность, а наглость, напор и готовность ломать об колено судьбы и чувства - за мужской характер и стержень? Это с нами беда, а не со Служкиным. 

Адепты-агенты "нормы", с лермонтовских времён принимающие за героев мозолистых Максим Максимычей, хитрожо..ых крылоногих Штольцев, пустоцветных Сонь и кривых Лопахиных - как нам принять Служкина? Он ведь такой-разэтакий? Инфантильный, во. Нашёл бы себе "цель", "мотивацию", двигался бы "вперёд", на худой конец.   

Но Служкин, при всех оговорках, живой человек, да и педагог, как в итоге оказалось, прирождённый. За что Иванову отдельное спасибо. Помните приятных учителей в классической русской литературе? Цыфиркин-Вральман, Беликов, Передонов? Раскольников тоже репетиторствовал, кстати. Теперь есть хотя бы Служкин.  

И при всех моих личных субъективных претензиях к книге - "Географ" заслуженно стал и событием, и вехой в постсоветском литературном процессе. Попал, куда надо. И делайте с этим всё, что хотите. 

 #иванов #алексейиванов #географглобуспропил #русскаялитература #рецензия #современнаялитература #schetchick #сЧётчик #книжныйчервь #книжныйблогер