Биография, историческая драма.
В ролях:
Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Чарльз Дэнс, Марк Стронг и др.
Некий Эндрю Ходжес, который помимо всего прочего, является неутомимым активистом движения за права геев, написал биографическую книгу о, пожалуй, самом известно ученом, имевшим нетрадиционную ориентацию (я, честно говоря, других и не знаю) – Алане Тьюринге.
Переоценить вклад товарища Алана в развитие информатики невозможно, за что Алану большое человеческое спасибо. А вот книгу гражданина Ходжеса я не читал, но могу предположить, что с учетом жизненных взглядов Эндрю, там делается заметный акцент на личную жизнь и предпочтения товарища Тьюринга.
В фильме же это не является главным мотивом. И если решитесь смотреть, что я категорически рекомендую, то не переживайте. Лобзаний усы в усы тут нет, за что отдельное спасибо тем, кто это кино делал. Допускаю, что было довольно сложно, учитывая веяния и тенденции, задвинуть тему нетрадиционной ориентации известного человека на задний, простите, план.
События фильма развиваются вокруг попыток секретного отдела, созданного в Великобритании во время Второй Мировой войны, взломать шифровальную машину «Энигма», которую использовали фашисты.
В фильме не уточняется, но Алан Тьюринг в составе группы «Hut 8» (а потом и как начальник этой группы) пытались взломать код, используемый военно-морскими силами Германии.
Помимо военно-морской «Энигмы» были и другие. Каждый род войск использовал свою шифровальную машину. А вообще, шифровальная машина «Энигма» была коммерческим продуктом и выпускалась для свободной продажи аж с 1920 года.
Существовало множество разных моделей с различным способом шифрования. Но всё это, конечно, не умаляет заслуг Алана Тьюринга и его коллег. Правда, в фильме утверждалось, что благодаря работе Тьюринга и его отдела война длилась меньше на два года, а число жертв было на 14 миллионов меньше. Спорить с этими утверждениями я не буду, но сомневаться в точности подсчетов - моё законное право.
Фильм хороший. Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли – заслуженные мастера развлекательного спорта и играют на твердую пятёрку.
Но, как и после просмотра любого фильма, претендующего на историческую точность, лучше потом самому потратить некоторое время и узнать, что там, как и чего было на самом деле. Из более непредвзятых, чем гражданин Ходжес с его активизмом, источников.
Еще замечу, что ловил себя на мысли о том, что образ Алана товарища Бенедикта очень напоминает образ Шелдона в исполнении гражданина Парсонса. Правда, история жизни Алана Тьюринга очень далека от комедии.