Найти тему
ТыжИсторик

История Бабушки Мозес: как создать более 1600 картин и заставить весь мир о себе говорить

Оглавление

Автор: Nekojiru (Да-да, в нашем полку прибыло. Теперь и настоящий дипломированный искусствовед - прим. Тыжисторик)

Анна Мэри Мозес
Анна Мэри Мозес

Как и все, кто приближаясь к сорока годам еще не решил, кем станет, когда вырастет, я немало вдохновляюсь примерами из окружающей действительности. Один из таких примеров - Бабушка Мозес. Она всю жизнь провела на ферме, вырастила пятерых детей, да и в старости нашла себе нормальное для ее пола и возраста хобби - вышивание. Но все карты перемешал артрит, не позволивший Бабушке Мозес продолжать заниматься рукоделием. Совершенно не ясно, что не позволило ей выращивать внуков и неистово мариновать огурцы с кабачками. Наверно, дети в Америке абсолютно бестолковы и не знают, чем занять своих пожилых родителей, но факт на лицо - после 70 лет бабушка Мозес начала рисовать.

Бабушка Мозес. Ловля индейки на день Благодарения. 1943.
Бабушка Мозес. Ловля индейки на день Благодарения. 1943.

Начало карьерного взлета

Творчество Анны Мэри Мозес так и кануло бы в Лету, если бы не Луис Джей Калдор, инженер и по совместительству страстный коллекционер. Он обратил внимание на рисунок в окне аптеки городка Хузик-Фоллс и не успокоился, пока не разыскал его автора. Работы бабушки Мозес Калдор отправил на выставку “Неизвестные американские художники”, организованную нью-йоркским музеем современного искусства. Мероприятие было ориентировано на профессиональных арт-дилеров и критиков, которые хоть и благосклонно отнеслись к работам начинающей художницы, но особого ажиотажа не проявили.

Бабушка Мозес. Ранняя весна на ферме. 1945.
Бабушка Мозес. Ранняя весна на ферме. 1945.

На вершине славы

Вселенская слава свалилась на Анну Мэри через год. В октябре 1940 года в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее персональная выставка “Что рисует жена фермера”. Владелец галереи, Отто Каллир, недавно спасшийся от нацистского режима, специализировался на работах австрийских экспрессионистов, но предприимчивый Луис Калдор убедил его в том, что живопись народных американских художников будет иметь большой успех. И не прогадал. Уже в 1941 году Бабушка Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк, затем последовала встреча с президентом Гарри Трумэном, многочисленные выставки и бурный интерес прессы.

Бабушка Мозес. Последний крытый мост. 1949.
Бабушка Мозес. Последний крытый мост. 1949.

Бабушка Мозес в Европе

После окончания Второй мировой войны Информационная служба США организовала в Европе передвижные выставки. В этих выставках принимали участие и работы Бабушки Мозес. Американская живопись никогда не вызывала в Европе ни интереса, ни, тем более, уважения. Что, конечно, не удивительно. До середины XX века американские художники пытались подражать европейским мастерам, не создавая толком ничего значимого. А тут - такой смелый и самобытный автор. Европейский успех работ миссис Мозес огорчил профессиональное сообщество в США.

Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить – писал "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.
Бабушка Мозес. Хеллоуин. 1955.
Бабушка Мозес. Хеллоуин. 1955.

Бабушка Мозес не обращала внимания на шумиху вокруг ее имени, на возмущения критиков и восторги публики, до конца своей долгой жизни она продолжала рисовать. Картина "Радуга" - ее последняя законченная работа.

Бабушка Мозес. Радуга. 1961.
Бабушка Мозес. Радуга. 1961.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Несколько любопытных фактов о Тулуз-Лотреке