Автор: Nekojiru (Да-да, в нашем полку прибыло. Теперь и настоящий дипломированный искусствовед - прим. Тыжисторик)
Как и все, кто приближаясь к сорока годам еще не решил, кем станет, когда вырастет, я немало вдохновляюсь примерами из окружающей действительности. Один из таких примеров - Бабушка Мозес. Она всю жизнь провела на ферме, вырастила пятерых детей, да и в старости нашла себе нормальное для ее пола и возраста хобби - вышивание. Но все карты перемешал артрит, не позволивший Бабушке Мозес продолжать заниматься рукоделием. Совершенно не ясно, что не позволило ей выращивать внуков и неистово мариновать огурцы с кабачками. Наверно, дети в Америке абсолютно бестолковы и не знают, чем занять своих пожилых родителей, но факт на лицо - после 70 лет бабушка Мозес начала рисовать.
Начало карьерного взлета
Творчество Анны Мэри Мозес так и кануло бы в Лету, если бы не Луис Джей Калдор, инженер и по совместительству страстный коллекционер. Он обратил внимание на рисунок в окне аптеки городка Хузик-Фоллс и не успокоился, пока не разыскал его автора. Работы бабушки Мозес Калдор отправил на выставку “Неизвестные американские художники”, организованную нью-йоркским музеем современного искусства. Мероприятие было ориентировано на профессиональных арт-дилеров и критиков, которые хоть и благосклонно отнеслись к работам начинающей художницы, но особого ажиотажа не проявили.
На вершине славы
Вселенская слава свалилась на Анну Мэри через год. В октябре 1940 года в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее персональная выставка “Что рисует жена фермера”. Владелец галереи, Отто Каллир, недавно спасшийся от нацистского режима, специализировался на работах австрийских экспрессионистов, но предприимчивый Луис Калдор убедил его в том, что живопись народных американских художников будет иметь большой успех. И не прогадал. Уже в 1941 году Бабушка Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк, затем последовала встреча с президентом Гарри Трумэном, многочисленные выставки и бурный интерес прессы.
Бабушка Мозес в Европе
После окончания Второй мировой войны Информационная служба США организовала в Европе передвижные выставки. В этих выставках принимали участие и работы Бабушки Мозес. Американская живопись никогда не вызывала в Европе ни интереса, ни, тем более, уважения. Что, конечно, не удивительно. До середины XX века американские художники пытались подражать европейским мастерам, не создавая толком ничего значимого. А тут - такой смелый и самобытный автор. Европейский успех работ миссис Мозес огорчил профессиональное сообщество в США.
Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить – писал "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.
Бабушка Мозес не обращала внимания на шумиху вокруг ее имени, на возмущения критиков и восторги публики, до конца своей долгой жизни она продолжала рисовать. Картина "Радуга" - ее последняя законченная работа.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Несколько любопытных фактов о Тулуз-Лотреке