Найти тему
СберБизнес

Верим в команду: как из детского футбола сделать прибыльный бизнес

Оглавление

С каждым годом в России появляется всё больше детских спортивных клубов, особенно в почёте футбол. Главное, найти хороших тренеров, обучить их и вовремя продать франшизу. Тогда, как выясняется, даже во время пандемии и кризиса спрос на абонементы не падает, а количество желающих заниматься в онлайне растёт. Так утверждают владельцы детских футбольных сетей, с которыми пообщалась редакция «Своего дела»

«Юниор» и «Чемпионика»

Международная сеть детских футбольных школ «Юниор» объединяет 2000 преподавателей и более 55 тысяч учащихся. Один из основателей «Юниора», Александр Семенцов, с детства увлекался футболом, но сам в спортшколу ходил недолго. Ещё тогда его не устраивал уровень преподавания.

Самая первая школа «Юниора» открылась в Томске в 2013 году. Инициатива принадлежала Семенцову. Он познакомился с предпринимателями Дмитрием Стародубцевым и Игорем Ковалёвым, владельцами холдинга DI Group. По словам Семенцова, те не увлекались футболом, но идея им понравилась. Создание первой школы обошлось в 100 тысяч рублей. Спустя год открылась ещё одна школа в Томске, а потом в Новосибирске. Основатели «Юниора» на старте вложили 2 млн рублей в развитие проекта.

650 школ

работает под брендом «Чемпионика»

540 школ

работает под брендом «Юниор»

Первые детские футбольные школы «Чемпионика» появились, как и «Юниор», в 2013 году. Основателями компании были Евгений Кудрявцев, Руслан Баширов и Екатерина Панченко. Все трое работали в банковской сфере, познакомились в Москве, при этом Баширов с детства увлекался футболом, а Кудрявцев даже играл за новосибирский «Спартак», прежде чем переехать в Москву. Именно ему принадлежала идея открыть футбольную школу.

Франшиза как предчувствие

«Эта бизнес-модель интересна тем, что нам не нужно строить или ремонтировать помещения: франчайзи может арендовать зал на два-три часа. Это не требует больших инвестиций на старте», — поясняет Баширов.

Среди начальных затрат партнёра он называет обучение тренеров в Москве, закупку инвентаря, запуск рекламы и — чаще всего — предоплату за пользование залом. Тренеров, которых сейчас в «Чемпионике» около 300 человек, готовит профессиональный методист, имеющий опыт игры в клубах Премьер-лиги.

«Обычно в качестве тренеров мы привлекаем выпускников спортивных вузов. Те, кто работал в советских спортивных школах, относились с недоверием к нашей методике, но все равно вливались»,
— объясняет Баширов

Франшиза «Чемпионики» появилась в 2015 году и сразу же привлекла 70 партнёров. Предприниматели начали развитие сети с открытия клубов в частных детских садах, где могли собирать одну-две группы по восемь человек. Туда приезжал тренер и проводил занятия. По словам Баширова, государственные учреждения скептически отнеслись к их идее, поэтому они стали работать с коммерческими. Франшиза была запущена на пике развития бизнеса: у «Чемпионики» уже было около 100 точек в Москве и 20 — в Санкт-Петербурге.

Где взять франшизу?

Чтобы не тратить время на поиски информации о франшизе и получить только проверенные данные об инвестициях и окупаемости, воспользуйтесь каталогом франшиз от Сбербанка! Вместе с ним вы получите готовые решения для старта бизнеса, а для клиентов банка в каталоге есть специальные условия и скидки.

Воспользоваться

«Мы отказались от развития собственных школ, потому что хотели избежать конфликта интересов. В 2015 году мы распродали свои школы франчайзи и передали им все операционные процессы», — объясняет Баширов. Сейчас «Чемпионика» сфокусирована на развитии управляющей компании, а 175 франчайзи развивают порядка 650 школ в разных детских садах и спортивных клубах.

Читайте также

Как Fitmost и фитнес-клубы превращают онлайн-тренировки в бизнес

Паушальный взнос (единовременный платёж за франшизу) «Чемпионики» ранее составлял от 150 до 300 тысяч рублей в зависимости от региона. Сейчас он варьируется от 200 до 600 тысяч рублей. В среднем франчайзи платит головной компании каждый месяц от 10 до 25 тысяч рублей, зато получает поддержку CRM-системы, где партнёр может самостоятельно регулировать расписание и цены, получать заявки от клиентов и открывать абонементы.

Также франчайзи может заказать брендированный инвентарь, который головная компания ввозит большими партиями из-за рубежа. Ежемесячно партнёр получает конспекты занятий на каждую из пяти возрастных групп. Доход франчайзи зависит от количества учеников и в регионах может составлять от 600 тысяч до 1 млн рублей. Партнёр стремится к клиентской базе от 150 до 300 детей.

Читайте также

Мифы о баталиях: шесть стереотипов о бизнесе на киберспорте

Написание франшизы «Чемпионики» было отдано на аутсорс, весь процесс занял около полугода. Затем проект дорабатывался с учётом пожеланий партнёров. Так появилась идея с инвентарём. На старте «Чемпионика» вложила несколько миллионов собственных инвестиций и 10 млн рублей от фонда Endemic Capital и частного инвестора. Эти деньги окупились за четыре года.

У сети «Юниор» сейчас только три своих школы (изначально их было 16), все они расположены в Москве. По словам Семенцова, управлять бизнесом удалённо было сложно, и партнёры приняли решение продать первые точки франчайзи. Франшизу разрабатывали самостоятельно: основатели сомневались в том, что кто-то разбирается в их бизнесе.

«Первым франчайзи стал мой знакомый из Астрахани, который сразу же выкупил почти весь Южный федеральный округ. Тогда он заплатил 200 тысяч рублей, сейчас бы это стоило 15 млн»,
— рассказывает Семенцов

В 2014 году у «Юниора» было уже 20 франшиз. Сегодня сеть объединяет 540 футбольных школ в семи странах мира, включая Индию, Китай, Таиланд, США, Испанию и другие, а выручка за прошлый год составила почти 3 млрд рублей. Паушальный взнос составляет около 500 тысяч рублей, но для региональных предпринимателей с населением до 200 тысяч человек компания делает скидки. Роялти — до 15 тысяч рублей.

Бизнес в кризис

«Ещё в марте мы поняли, что занятия нужно переводить в онлайн-формат», — говорит Баширов, сооснователь «Чемпионики». На время пандемии компания объединилась с Nike и Nickelodeon, чтобы через их каналы транслировать тренировки. Это, по его словам, дало дополнительный интерес к занятиям. Спрос не снизился, количество возвратов было минимальным, ученики ходили на занятия и покупали новые абонементы. «Юниор» тоже перешёл в онлайн, но выручка у него упала в пять раз, а вместо 50 тысяч учеников занятия стали посещать только 20 тысяч.

При этом онлайн-тренировки и «Чемпионика», и «Юниор» планируют оставить. Такой формат удобен, если ребёнок уезжает в летний лагерь или с родителями в отпуск, но хочет продолжать обучение.

Читайте также

Бег с препятствиями: можно ли заработать на марафоне в полупустыне

Обе сети пока удерживают действующих франчайзи, но Баширов не исключает, что те могут разорвать договор. Тем не менее компании продолжают получать заявки от возможных партнёров. Но если «Юниор» продавал ранее 20 франшиз в месяц, то сейчас спрос лишь на семь. Сеть старается стимулировать продажи скидками.

Представители обоих клубов пытаются сохранять оптимизм. Семенцов вообще уверен, что западные футбольные школы для детей отстают от российских, которые сильно вырвались вперёд, потому что зарубежные коллеги по-прежнему уделяют мало внимания методике и организации тренировок. Баширов из «Чемпионики» считает, что успех в будущем всё равно принадлежит крупным франшизам: у них есть и опыт, и методические разработки.