Свой взгляд на существующую политическую повестку выразили представители «Клуба Регионов» и Российской ассоциации политических консультантов.
Представители федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» и Российской ассоциации политических консультантов обсудили, как жители Ленинградской области к предлагаемым поправкам к Конституции.
В рамках очередной онлайн-панели эксперты сформулировали основные запросы населения Ленобласти региона к федеральной и региональной власти, а также обсудили предстоящие выборы губернатора и вызовы, с которыми предстоит встретиться действующему главе региона Александру Дрозденко.
Эксперты – о влиянии пандемии на выборы
Отметим, что эксперты по-разному оценивают влияние пандемии коронавируса на общество: по их словам, нынешняя ситуация не только формирует новые запросы населения к власти, но и сохраняет старые.
Социальный технолог, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова отмечает, что главным посылом избирательной кампании в этом и последующих годах обязана быть медицинская повестка:
«Главный запрос к власти будет сейчас именно о сохранении и экологии человеческой жизни: обязательные увеличенные максимальные преференции для медработников, строительство новых амбулаторий, больниц, стационаров, ликвидация дефицита медикаментов и оборудования. Никакой популизм уже не прокатит. Новая реальность действительно формируется сейчас вокруг здоровья нации. Люди также хотят в безопасности быть здоровыми», – уверена Екатерина Колесникова.
Политолог, ректор ЛГУ им. Пушкина и член правления ЭИСИ Станислав Еремеев согласился с Екатериной Колесниковой и отметил, что после нескольких месяцев достаточно серьезного испытания для разных сфер страны, россияне со всей очевидностью осознали важность того, что называется человеческой жизнью и заботы о ней:
«Сегодня можем четко говорить, что выход из коронавируса – это выход в страну, в которой происходят изменения. Поэтому тем актуальнее поправки, которые сегодня предлагаются к внесению в Конституцию, социальные гарантии, в том числе связанные с медициной, здоровьем и так далее. Очень важно и то, что пройдя через ограничения и необходимость соблюдения тех или иных санитарно-эпидемиологических требований, становится все более и более солидарным», –подчеркивает ректор ЛГУ.
Станислав Еремеев подчеркнул, что именно эта сплоченность (в том числе и социальная) один из ярко выраженных параметров, которые можно сегодня увидеть в российском обществе и отмечает, что в стране прослеживаются тенденции нового гуманизма:
«Мне представляется, что впервые Российское государство, именно как система власти, поставило на первое место именно человека. Борьба за человека и его здоровье были обозначена в конкретных действиях как приоритет органов управления, будь то федеральные органы, будь то региональные органы. Это тоже новый гуманизм, если хотите, который я бы отметил».
Политолог, доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор, напротив, считает что COVID-19 не может до неузнаваемости изменить существующую реальность и отмечает, что это не первая пандемия, «которая была и которой нас пугали»:
«Даже уже на нашей памяти была известна лихорадка Эбола, страшная болезнь под названием СПИД, был свиной грипп, птичий и так далее. И более того, всегда пандемия казалась страшной. Впрочем, эта пандемия очень четко определила эффективность власти и показала, кто из руководителей регионов успешен и имеет авторитет на самом деле, а кто просто руководители», – выразил свое мнение Александр Конфисахор.
Его мнение разделяет и политолог, директор по политическому анализу «Института социального маркетинга» (ИНСОМАР) Виктор Потуремский:
«Я апеллирую к нашим исследованиям и практике, которую мы имеем: думаю, неверно говорить, что пандемия сформировала какие-то новые специфические запросы в сторону власти. Их все мы фиксировали еще во второй половине 2019 года: качество жизни, защита, забота и справедливость. Сейчас этот запрос на повышенную ответственность государства кажется нам чем-то специфическим и новым потому, что это рафинированное состояние социального запроса, который был и прежде. В этом смысле настроение избирателей, граждан менялось эволюционно, и это происходило гораздо раньше, чем до марта 2020-го», – уверен политолог.
Эксперты – о голосовании по Конституции
Говоря о вопросах, связанных с голосованием по Конституции, эксперты обратили внимание на поправки, в которых могут быть заинтересованы в Ленинградской области и оценили участие властей Санкт-Петербурга и Ленобласти в их продвижении.
Директор Института современного государственного развития и политолог Дмитрий Солонников отмечает:
«То, что органы федеральной власти могут находиться не только в Москве, для Ленинградской области, для Петербурга это играющий фактор. И попытка поиграть в северную столицу, попытка поиграть во второй центр силы на карте нашей страны – именно то, во что играют и Дрозденко, и Беглов. Я бы обратил внимание на то, что тема объединения города и области активно начала звучать примерно с февраля этого года, и это был тот вызов, который стоял и перед Александром Дрозденко, и перед Ленинградской областью. Как в данной ситуации будет себя вести региональная элита, как они будут позиционироваться по отношению к избирателям? Мы проводили опрос общественного мнения по Ленинградской области, и по нашим данным в Ленинградской области как раз большинство высказываются за объединение с Петербургом. В этом отношении это та задача, которую сейчас нужно будет каким-то образом решать или демонстрировать, по крайней мере, решение в этом направлении для губернатора».
В свою очередь кандидат психологических наук, доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Екатерина Огарева заметила, что большую роль играет имидж представителя власти, его информационная открытость:
«Основные проблемы, которые есть, в том числе восприятия имиджа наших властьдержащих, заключаются в том, что сама информационная открытость и доступность лидера, а это очень важный компонент имиджа, на уровне города – это вот как раз он не очень хорошо себя проявил. Было очень много претензий к тому, что нет именно этой смычки между запросами горожан и конкретными ответами. Тоже самое касается актуальности голосования по конституционным поправкам, народ волнует именно то, что касается их непосредственной жизни: внимание сфокусировано на конкретных действиях и конкретном материале социальной поддержки. То есть Конституция – это хорошо, но она не дает сиюминутного ощущения того, что жизнь налаживается. Поэтому более выигрышным будет выглядеть именно тот политик, который конкретные действия предпринимает, да весьма ощутимые», – отмечает Екатерина Огарева.
Кандидат психологических наук отметила, что для Ленградаской области и Петербурга будет важна поправка, которая касается сохранения исторической памяти относительно Великой Отечественной войны:
«Сейчас это тоже такой достаточно наболевший вопрос. В городе много людей, которые болезненно воспринимают тему искажения. Я думаю, что именно эта тема найдет достаточно большую поддержку среди населения Ленинградской области».
Социальный технолог Екатерина Колесникова напомнила, что жители Ленинградской области очень аполитичны и там, как в одном из самых спокойных регионов, будут больше всего востребованы поправки, социальную сферу:
«Развитие в этом направлении в Ленинградской области идет. Здесь очень много хороших региональных программ, – отметила технолог. – Если это будет укреплено со стороны федерального центра, люди будут вдвойне счастливы. По поводу отторжения каких-либо поправок. В целом люди смотрят с позитивом на то, что сейчас будет закреплять и выражают надежды на разработки новых федеральных программ».
Кандидат социологических наук, доцент РАНХиГС Галина Цинченко поддержала Екатерину Колесникову и подчеркнула, что тоже сомневается в сильном предвыборном ажиотаже на территории региона:
«Группы избирателей разные, поэтому здесь одной классификации не может быть. Другой вопрос – это запрос жителей Ленинградской области. Он действительно разный, и в первую очередь касается тех поправок и того, что касается их личной жизни. Конечно, социальная жизнь, которая есть сегодня, экономическая жизнь у них на первом плане. Особый запрос идет по здравоохранению. Большую озабоченность вызывает и образование, особенно у тех, у кого есть дети, много вопросов по поводу того, войдет ли онлайн-обучение в постоянную практику. Не стоит забывать и об экономике, которая также вызывает опасения», – отмечает Галина Цинченко.
Политолог, заведующая кафедрой социальных технологий РАНХиГС Инна Ветренко отметила, что несмотря на то, что губернатор Ленобласти Александр Дрозденко не эксплуатирует тему голосования по Конституции в своей нынешней повестке в том числе потому, что понимает – это не только федеральная история:
«У Дрозденко есть целый ряд интервью и его ответов на вопросы по поводу Конституции. Его позиция, разумеется, одобрительная. Здесь другой быть не может, но он нигде не говорит о том, что это только федеральная задача. Просто он ее не трогает».
Политконсультант, медиаменеджер, заместитель главного редактора интернет-журнала «Мозгократия» Игорь Алексеев в свою очередь согласился с тем, что Александр Дрозденко не дистанцируется от вопроса по конституционным поправкам и отметил, что на голосование по Конституции должны прийти многие жители региона:
«Ленобласть проголосует хорошо, и думаю, будет одной из лучших по количеству проголосовавших в стране, 60–70% наверняка придут на участки. У людей не вызывают отторжения поправки, я не слышу каких-то особых таких критических моментов, когда люди говорят про них. Поэтому переводить сегодня голосование по поправкам в политическую плоскость я бы не стал, особенно говоря о Дрозденко как о губернаторе, которому надо избираться в сентябре».
Эксперты о выборах губернатора Ленинградской области
Предстоящие выборы губернатора Ленинградской области, по мнению экспертов, не привели к серьезным изменениям в деятельности действующего главы региона Александра Дрозденко: глава региона продолжает проводимую им ранее политику.
При этом эксперты отмечают, что в последнее время у появились новые запросы на решение тех или иных проблем.
Политолог, доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор отмечает, что за период пандемии авторитет, возможности и доверие к Александру Дрозденко стали только выше:
«Потому что те меры, которые он предпринимал и каким образом он выступал, то, каким образом он это делал публично, даже находясь на двухнедельном карантине, подняли его авторитет. Потому что человек знает, что делать, понимает, как делать, умеет руководить. Более того, в пандемию не прекратились его прямые эфиры, он общался с людьми, это достаточно традиционный формат. Это человек, который показал, что он умеет в кризисных ситуациях работать, не теряется, не теряет контроль и умеет заставить всех людей работать, несмотря на какие-то сложности».
Редактор Всеволожского медиа-центра "B1" Григорий Лытко отмечает, что уникальных проблем у жителей Ленобласти нет, а большая часть из них связана с инфраструктурой и покупкой недвижимости, однако действующий губернатор решает поставленные задачи:
«Бывает, что люди покупают недвижимость в ближайшем пригороде от Петербурга, а инфраструктура не готова, нет больниц, школ. Но в этом плане стройки идут ударными темпами. Губернатор Ленобласти – довольно-таки открытый человек и у него очень хороший инструмент – это Instagram. И основная проблематика по региону решается там. Конечно, много и на земле вопросов решается, с населением и на уровне муниципальных властей. В целом у него выборный год, и его повестка была сформирована в течение всего этого времени. Он не выпадал, не терял связь с землей».
Станислав Корякин, продюсер территорий, политолог:
«Есть вызов, связанный с пространственным развитием, потому что пространственная модель Петербурга и пространственная модель Ленинградской области принципиально разные. В этом смысле главный вызов для губернатора Ленинградской области – расстояние, дискретность поселений и, соответственно, нагрузка на инфраструктуру. Еще один из вызовов – туризм. В Ленинградской области хорошие природные ландшафты и экология, но при этом есть и вызовы, связанные в том числе с работой полигона Красный бор, который находится прямо под Петербургом. Накопленный ущерб, когда там пожар был несколько лет назад, и просто это было видно. И это вызов».
Екатерина Огарева, кандидат психологических наук, доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС отметила, что в отдаленных уголках Ленобласти рейтинг Александра Дрозденко ниже, чем в других районах в частности, из-за большого количества трудностей:
«Там жители считают, что губернатор недостаточно внимания уделяет этим отдаленным территориям и работает только с близлежащими к Санкт-Петербургу, очень много обид и негатива. В то же время надо сказать, что Дрозденко хорошо работает: у него построена коммуникация с жителями, он хорошо работает со СМИ, у него есть имидж. Я думаю, что у него и форма, и содержание очень хорошо сбалансированы. На встречах с людьми он не только хорошо держится, не только умеет говорить но и знает, что происходит в Ленобласти. Кроме того, у него великолепная память и он очень быстро реагирует, не теряясь в каких-то ситуациях. С другой стороны он прекрасно чувствует, чего от него ждут люди. Если нужно повысить голос, он повысит. Если нужно что-то спокойно говорить, он будет это спокойно говорить».
Свое экспертное мнение о предстоящих губернаторских выборах выразил и политолог, ректор ЛГУ имени Пушкина, член правления ЭИСИ Станислав Еремеев:
«Ленинградская область – это часть России, поэтому все ее жителей волнует все то, что и других сограждан. В период коронавируса Ленобласть могла продемонстрировать достаточно эффективные методы взаимодействия между региональным уровнем управления и муниципальными органами, что позволяло оперативно реагировать на ситуацию. Регион гибко подошел к вопросу экономической активности и не ввел всеобщие запреты для работы предприятий. Второй момент: было введено зонирование. Это тоже было одно из действий губернатора Дрозденко, который один из первых в России ввел именно зонированный принцип санитарно-эпидемиологических мер. А трудности? Трудности везде одинаковые, в частности, уровень медицины на уровне населенных пунктов: предшествующий период по всей стране был одинаков, мы закрывали поликлиники, амбулатории. Это вызывает сегодня у людей вопросы. А значит есть, над чем работать».