Найти в Дзене

Что такое CJM

Карта пользовательского пути (CJM) — описание истории, которая случилась с человеком в процессе взаимодействия с продуктом или сервисом. Карта CJM помогает не только зафиксировать последовательность шагов, но также отметить время, которое потратил пользователь на каждый шаг и создать эмоциональную кривую полученных впечатлений. Зачем делать CJM — это не результат, а способ, который помогает: Как составить Собрать информацию Для начала следует изучить аудиторию и продумать персонажей. Персонаж — это собирательный образ покупателя, созданный на основе данных об аудитории. Он должен обладать реальными личностными качествами и чёткими целями. Собирайте информацию из разных источников: Отметить точки и каналы взаимодействия Далее следует определить и отметить точки пересечения клиента и компании. Где и каким образом чаще всего клиент соприкасается с продуктом? В зависимости от канала взаимодействия, точки контакта бывают онлайн и офлайн. Покупатель заходит на сайт с компьютера или мобильног
Оглавление

Карта пользовательского пути (CJM) — описание истории, которая случилась с человеком в процессе взаимодействия с продуктом или сервисом. Карта CJM помогает не только зафиксировать последовательность шагов, но также отметить время, которое потратил пользователь на каждый шаг и создать эмоциональную кривую полученных впечатлений.

Зачем делать

CJM — это не результат, а способ, который помогает:

  • Увидеть продукт или услугу детально и синхронизировать представление о нем у разных специалистов и сторон проекта.
  • Зафиксировать и оптимизировать пути и способы решения задач пользователей с помощью ваших продуктов и услуг.
  • Увидеть точки контакта с пользователями в разных каналах.
  • Оценивать качество взаимодействия с пользователями в разных точках контакта с компанией.
  • Отслеживать изменения в качестве взаимодействия с пользователями, которые вызваны внедрением улучшений вашего продукта или сервиса.

Как составить

Собрать информацию

Для начала следует изучить аудиторию и продумать персонажей.

Персонаж — это собирательный образ покупателя, созданный на основе данных об аудитории. Он должен обладать реальными личностными качествами и чёткими целями.

Собирайте информацию из разных источников:

  • Исследование. Это может быть веб-аналитика, анкетирование или полноценный социальный опрос. Можно провести интервью или пообщаться с клиентами в соцсетях.
  • Накопленные знания. Менеджеры по продажам и служба поддержки часто взаимодействуют с клиентами. Они знают проблемы и понимают мысли покупателя. Попросите их рассказать о клиентах или заполните карту вместе.
  • Собственный опыт. Простой способ понять клиента — стать им. Попробуйте протестировать продукт самостоятельно, фиксируя идеи в процессе, или используйте для этого «тайных покупателей».

Отметить точки и каналы взаимодействия

Далее следует определить и отметить точки пересечения клиента и компании. Где и каким образом чаще всего клиент соприкасается с продуктом?

В зависимости от канала взаимодействия, точки контакта бывают онлайн и офлайн. Покупатель заходит на сайт с компьютера или мобильного устройства, заказывает продукт по телефону или в офисе компании, разговаривает с курьером или заполняет форму на сайте. Все варианты наносятся на карту.

Отметить критические точки и барьеры

Барьеры мешают клиенту перейти от одной точки к другой. Это могут быть как ошибки на сайте или письма в спаме, так и сомнение или потеря интереса у покупателя.

Когда строить

Старт проекта

Вы решили создать новый продукт. Есть сильная идея, но очень высок уровень неопределенности, и вы опасаетесь низкого уровня возврата инвестиций. Вам хочется предусмотреть возможные проблемы и снизить риски.

Что-то идет не так

Отток пользователей из приложения растет, обгоняя приток новых пользователей. Вы не знаете, в чем причина, и у вас нет идей, как это исправить. Продукт получает много негативных отзывов от аудитории, но вы не уверены, что «кричащее меньшинство» привлекает ваше внимание к действительным проблемам.

Успешный продукт перестал развиваться

Продукт исчерпал себя и достиг «стеклянного потолка», и теперь нужна идея, которая укрепит связь со старой аудиторией, привлечет новых пользователей и укажет путь дальнейшего развития.

Примеры от компаний

Такие карты делают, когда у вас уже много данных о своем продукте:

Делимобиль
Делимобиль
Делимобиль
Делимобиль

Но на первых этапах вы можете обойтись и такой, где указаны ваши главные переходы, пути и критические точки:

-3

Или даже так:

-4

Распространенные ошибки

Мыслите не только тем, как хотите, чтобы клиент двигался. А тем, как он на самом деле двигается. Все компании разные. Как и участки дороги клиента.

Построить CJM не так сложно. А вот регулярно отслеживать изменения и поддерживать актуальность карты — это сложная задача.

На CJM в точках контакта описывается, как потребитель взаимодействует с продуктом. Полная карта путешествия должна демонстрировать весь путь, включая даже те шаги, которые могут не относиться к бизнесу.

Вы можете применить эмпатию, чтобы понять мысли и эмоции потребителей при взаимодействии с вашим продуктом. Но если вы будете определять сценарии контактов на основе личных догадок, то, скорее всего, получите неверную карту путешествия.

Инструменты для составления

Используйте Post-It листочки для начала работы над CJM, для мозговых штурмов, для построения гипотез и фиксации предварительных результатов.

На продвинутом этапе вы можете в Adobe Photoshop или Illustrator нарисовать сексуальную схему, на которой все точки контакта поданы максимально вкусно. Такие схемы годны для презентации различным топ-менеджерам для получения дополнительного финансирования.

Excel или Google.Spreadsheet подойдет, когда у нет надобности в красивой упаковке или на первых этапах работы. Удобно составлять удаленно и нет необходимости быть в одной комнате.

Miro (ex-RealTimeBoard) модная красивая утилита, которая завоевала мир. Все ведущие компании и стартапы строят там. Пример в статье Делимобиля создан там. Минусы — много фич, вначале можно долго разбираться, и цена — 8$ на члена команды.