По оценкам мэрии Москвы, после снятия самоизоляции и отмены части ограничений в столице открылось около 70 % предприятий торговли и 80 % заведений сферы услуг. Редакция «Своего дела» пообщалась с представителями цветочного и ресторанного бизнеса и узнала, как изменилась их работа в первую неделю после выхода из карантина, как на бизнес влияют сезон дач и новые требования Роспотребнадзора, а также когда удастся вернуться к прежним показателям по выручке
Лилия Басок
Основательница петербургского магазина Ile de fleurs
«Цветочные открылись, значит, в город жизнь возвращается», — так говорят многие наши клиенты. Мы работаем с прошлого понедельника, 15 июня. Перед открытием выкинули всё, что испортилось. Многие цветы в горшках оставались в бутике во время карантина. Я приезжала их поливать, но из-за недостатка солнечного света — на окнах жалюзи — они всё равно погибли.
Помимо срезанных цветов, приобрели рассаду. Товаров вроде земли и удобрений закупили мало — точные цифры не скажу. Среди наших клиентов практически нет дачников, так как мы располагаемся в центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Фонтанки. Поэтому часть удобрений и земли мы не продадим и пустим на украшение салона — посадим растения в горшки и поставим перед входом.
Привести себя в порядок: что делать салону красоты после карантина
За неделю трафик практически восстановился — до пандемии к нам заглядывало по 25 человек в день, из них 15 покупали букеты или цветы в горшках. Сейчас мы в среднем продаём по десять товаров. Люди в основном покупают букеты и высокие комнатные растения. Говорят, что это тренд.
Думаю, к нам приходят, потому что мы продолжаем рекламировать лавку через социальные сети и сервис «2ГИС». Источник трафика мы можем отслеживать по директу в Инстаграме: люди пишут, заказывают и приезжают. К тому же не все цветочные в округе открылись — конкуренция пока ниже, чем до пандемии. А люди соскучились по красоте.
800 000 рублей в месяц
зарабатывал Ile de fleurs до пандемии
На 90 %
упала выручка салона во время карантина
Источник: данные компании
Работаю я за прилавком самостоятельно — общаюсь с клиентами, узнаю их нужды. До пандемии в штате состояли два флориста. Если я получала большие заказы, например на оформление свадьбы, привлекала дополнительных сотрудников-фрилансеров. С марта я работаю с одним флористом. Он приходит на выходных.
До пандемии на закупки, штат, аренду и другие расходы у меня уходило около 700 тысяч рублей. А выручка в среднем составляла 800 тысяч рублей. На карантине, несмотря на онлайн-заказы, она упала на 90 %. Но нам повезло с собственником помещения: он дал возможность не платить аренду три месяца, а долг позволил выплатить в рассрочку. С сотрудниками мы также договорились.
До 60 % летних продаж мы делаем благодаря выпускным и свадьбам. Но пока массовые мероприятия отменили. И, даже если их разрешат, я уверена, что люди будут экономить на декоративных элементах. Но не сомневаюсь, что за пять месяцев мы вернёмся к прежним показателям по выручке.
Евгений Сабуров
Основатель сети салонов тайского массажа и спа «Тайрай»
В нашей сети 45 филиалов: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске, Новосибирске, Петрозаводске, Сургуте, Уфе, Хабаровске и Чите. Часть точек уже работает. Мы открыли салоны, например в Московской области. Столичные запустим 23 июня, когда снимут ограничения.
Поток в областных салонах вырос — химкинский, например, загружен на 60–65 %. Но я связываю это с тем, что туда приезжают клиенты из Москвы, соскучившиеся по массажу. Объективно оценить трафик и загрузку мы сможем только в июле, когда пройдут хотя бы две недели после открытия всех 35 московских точек.
Снять бизнес с карантина: как предпринимателю выходить из кризиса
По сравнению с салонами красоты мы находимся в более выигрышном положении. Практически все пункты новых рекомендаций Роспотребнадзора мы соблюдали и раньше, до пандемии. Клиентов у нас принимают в отдельных кабинетах, после каждого посетителя проветриваем помещение, а кушетку обрабатываем, промежутки между сеансами достигают получаса.
В 3,3 раза
вырос оборот московских салонов красоты
с 8 по 14 июня по сравнению с первой неделей лета
Источник: данные «Эвотор»
Но несколько изменений всё же пришлось внести. Наши мастера, например, носят шапки, маски и одноразовые халаты поверх формы. Выглядят они, мягко говоря, забавно. Массаж делают в перчатках. Посетителям это не нравится, потому что ощущения получаются не такие яркие, как если бы мастер работал в прежнем формате. Нам также пришлось отказаться от чайных церемоний — обычно клиенты после массажа собираются в специальных комнатах, пьют чай, едят сладости, общаются друг с другом или администратором.
В прошлом году годовой оборот компании составил более 600 миллионов рублей. До пандемии мы могли спрогнозировать выручку на год с минимальным расхождением — до 10 %. Сейчас горизонт планирования сократился до месяца: подсчитав выручку за июнь, мы сможем примерно предположить июльские показатели. И не исключаем ошибки, потому что не знаем, будут ли новые ограничения. Вернутся ли клиенты, если мы продолжим делать массаж в перчатках, например, или подождут до лучших времён? К тому же люди приходят к нам за атмосферой: посмотреть на мастеров в тайских костюмах, насладиться чайными церемониями. А пока мы им этого дать не можем.
Евгения Головкова
Основательница сети кафе-кондитерских Kuzina
В Новосибирске ещё не отменили карантин, поэтому из кризиса мы выйдем нескоро. Пока работаем в формате навынос. В Москве с апреля открыты окошки — люди могут зайти за кофе и кондитерскими изделиями. У нас нет веранд, только скамейки, где клиенты ожидают заказ или пьют кофе. Поэтому разрешение на открытие летних террас на нас, к сожалению, никак не повлияло.
65 точек
насчитывает сеть Kuzina в России
У нас есть кондитерская в Москве, в ТЦ «Кунцево Плаза». Два дня назад мы там снова открылись. Но пока отложенного спроса на тортики я не вижу: средняя выручка точки составляет 20–30 % от докарантинной. Как изменится трафик, сложно предсказать. Мне кажется, что в Москве многие сохраняют хотя бы частично режим самоизоляции и избегают мест столпотворения людей — таких, как ТЦ.
На 27 %
выросли продажи общепита в Москве за неделю.
Данные на 16 июня по сравнению с предыдущей неделей
Источник: «СберДанные» (цитата по РБК)
Лето в Москве — самый низкий период по продажам. Потому что люди уезжают из города. Поэтому мы получим двойной удар по трафику и выручке: от карантина и сезона.
В Новосибирске, где больше всего наших точек, ситуация более позитивная, чем в Москве. В первые месяцы карантина мы потеряли 50 % продаж. Сейчас ситуация стабилизировалась: люди приходят, покупают. В мае продажи выросли на 10 %, в июне мы прогнозируем рост ещё на 12 %.