Найти тему
FSTOP

Величайший российский фигурист, которого никогда не было (часть 8)

Жестокие танцы

Чемпионат Мира 2004 года в Дортмунде был крайне важен для нашей страны. От российских фигуристов требовалось завоевать как можно больше «золота» и сохранить квоты на следующий Чемпионат Мира 2005, который впервые за 102 года должен был состояться в России и который определял количество квот на Олимпиаду 2006.

Чемпионат Мира 2004 запомнился тем, что здесь в последний раз использовалась старая шестибалльная система оценок. Кроме того, многие спортсмены продемонстрировали на этом турнире свои лучшие выступления.

***

Несмотря на сильнейшую боль во время интенсивных тренировок, Климкин продолжал работать. Он хотел войти в пятерку на Чемпионате Мира. Катастрофа была неизбежна… Неожиданно он получил еще одну травму. На этот раз, исполняя свой самый красивый и стабильный элемент – тройной аксель, он надорвал двуглавую мышцу бедра.

«Возможно, причиной стало то, что во время прыжков я постоянно старался разгружать травмированное ахиллово сухожилие. В результате травм стало больше. Каждый турнир с 2004 по 2006 год связан для меня с болью и травмами», - рассказывает спортсмен. Первая травма была настолько тяжелой, что он не мог прыгать и кататься непосредственно перед Чемпионатом Мира. И хотя у него не было времени, чтобы восстановиться должным образом, спортсмен все еще собирался поехать в Дортмунд, надеясь, что его состояние позволит ему там выступить.

«Ни федерация, ни врач сборной не настаивали на том, что Илья должен обязательно кататься. Собираясь на Чемпионат Мира, мы надеялись, что к старту состояние ноги улучшится. Но оказалось, что старые недолеченные травмы также могут обостриться в условиях соревнований», - рассказывает 15 лет спустя В.Н. Кудрявцев.

***

Один из самых подробных обзоров о ЧМ 2004 принадлежит Елене Вайцеховской, Олимпийской чемпионке по прыжкам в воду 1976 года, одной из самых влиятельных спортивных обозревателей в России и обладательнице нескольких премий в области журналистики. Она автор обзоров всех Олимпийских игр и Чемпионатов мира, начиная с 1994 года, сотни интервью с известными фигуристами и тренерами. У нее было много источников информации и нужных знакомств. Вайцеховская хорошо разбиралась в политических хитросплетениях мира фигурного катания и умело использовала интриги и сплетни в своих статьях. В своей первой статье, посвященной ЧМ в Дортмунде, она приводит слова врача сборной, подтверждающие, что Климкин испытывал боль и дискомфорт. В скором времени она и сама в этом убедилась.

Квалификационный турнир прошел хорошо. По сравнению с его собственными выступлениями и выступлениями других участников программа Климкина была на удивление консервативна, но это не помешало ему стать вторым вслед за Евгением Плющенко, что было очень удачно для последующей борьбы за медали. Техническая составляющая была довольно скромной. Такое высокое место он сумел занять лишь благодаря компонентам. Он не тратил много энергии на сложные прыжки и мог сосредоточиться на хореографии. В его артистизме было что-то магнетическое.Катание Климкина постоянно улучшалось, и в 2004 году он находился на пике формы: плавное скольжение, контроль за каждой позой и движением, великолепная хореография. Долгое время спортсмен стремился завоевать международное признание и пытался соответствовать высоким ожиданиям, которые когда-то на него возложили. И вот судьи наконец его заметили. Медаль Чемпионата Мира была близка как никогда. Климкин получил место в сборной и возможность соревноваться на высшем уровне. Он стал невероятно популярен среди болельщиков: его встречали овациями, подбадривали, уважали и ценили.

На жеребьевке перед короткой программой Илья вытянул удачный предпоследний стартовый номер. В тот вечер никто не заметил, что уже на разминке что-то пошло не так – серия неудачных прыжков была лишь началом предстоящего испытания.

Под бурные овации спортсмен вышел на лед арены Вестфалленхалле. Было видно, что он напряжен. Зазвучала чарующая музыка из «Лебединого озера», и зрители смолкли, ожидая увидеть одну из лучших коротких программ Климкина. Но с первой же минуты стало ясно, что это выступление не будет столь же уверенным и стабильным, как на Чемпионате Европы. Две ошибки на прыжках и болезненное неуклюжее падение вывели Илью из борьбы за медали.

Это были две с половиной минуты драматического величия под печальную и в чем-то даже мистическую музыку. Трагедия программы стала трагедией в жизни спортсмена. В зоне кисс-энд-край он терпеливо ждал оценок и, несмотря на усталость и опустошение, нашел в себе силы улыбнуться и поприветствовать зрителей. Затем объявили результат: 8 место.

Неудачное выступление Климкина не стало главным событием того соревновательного дня. Другой невероятно артистичный и непредсказуемый фигурист Эмануэль Сандю выступил в короткой программе так плохо, что сразу опустился с первого места, за которое он должен был бороться с Евгением Плющенко, на 11-е. В отличие от Сандю Климкин еще сохранял шансы попасть в первую пятерку при безошибочном прокате произвольной программы.

Его комментарии к прокату были предельно краткими и честными. Он признался, что испытывал сильную боль во время выступления. Илья Авербух, который комментировал короткую программу, и несколько спортивных СМИ сообщили, что спортсмен был вынужден делать уколы обезболивающего. Эта крайняя мера опасна тем, что может спровоцировать разрыв связки, не только нарушая технику и чувство ритма во время прыжка, но и притупляя чувствительность к боли и инстинкт самосохранения, что в итоге может увеличить риск обострения старой или появления повторной травмы.

Продолжение следует..

Перевод: Дарья Сергучева.
Источник:
https://vk.com/@fstop2020-velichaishii-rossiiskii-figurist-kotorogo-nikogda-ne-bylo