Железное правило защиты личных данных пользователей покрылось лёгкой коррозией в период пандемии. Провокаторами этого явления стали сами пользователи, психологическое здоровье которых в условиях вынужденной самоизоляции явно пошатнулось. Пандемия запомнится тем, как с помощью социальных сетей и мессенджеров ковид-диссиденты устраивали массовые вечеринки и распространяли самые нелепые мифы о коронавирусе как под грифом «совершенно секретно», так и «срочный репост».
Во избежание распространения вируса из-за фейковых новостей компания Twitter объявила, что предоставит учёным и разработчикам ПО доступ к данным о миллионах ежедневных публичных твитов о COVID-19. Также эта информация стала доступной для работников кризисного управления, реагирования на ЧС и программистов, которые помогают научному сообществу изучать коронавирус, анализировать распространение заболевания и отслеживать дезинформацию.
Самые популярные и нелепые мифы о COVID-19
Чипирование
Некоторые любители теорий заговоров уверены, что пандемию используют как повод для обязательных прививок и микрочипирования людей. В том же Twitter появились сообщения, что кризис здравоохранения стал идеальным способом для глобалистов протолкнуть идею массового чипирования населения, за чем последует глобальная слежка.
Во всем виноват 5G
Вышки для сетей пятого поколения еще до коронавируса обвиняли во всех смертных грехах. Например, в массовой гибели скворцов и пчёл. Но конспирологи уже выдвинули более актуальную версию: незадолго до распространения COVID-19 в Ухани начали разворачивать оборудование для 5G. Европейцы решили взять контроль в свои руки и начали сжигать вышки, чтобы остановить распространение инфекции. Сначала жители Великобритании сожгли более 20 вышек, а затем голландцы попытались сжечь 4 вышки. Одна из российских телеведущих также начала распространять информацию, что у обычных людей, пострадавших от облучения сетью 5G, наблюдаются все симптомы коронавируса.
Коронавирусом можно заразиться через видеоигры
Тем временем ВОЗ советует всем играть в видеоигры, чтобы сидеть дома и не распространять вирус. Однако люди старшего поколения забили тревогу. Они посчитали, что коронавирус может передаваться через микрофон и наушники во время видеоигр, даже если заражённый партнёр находится за тысячи километров. Такую информацию распространили «эксперты» с Facebook.
Наращивание ресниц как профилактика коронавируса
Подобные аудиосообщения получили пользователи WhatsApp. Девушка в соцагитке утверждала, что после процедуры наращивания ресниц её клиентки не болеют COVID-19, далее следовало название космологического салона и его адрес.
Объединение китов IT
Крупнейшие IT-компании мира после консультации с ВОЗ опубликовали совместное заявление относительно COVID-19. Такие киты IT-бизнеса как Microsoft, Facebook, Google, Linkedin, Reddit, Twitter и YouTube объединились, чтобы противодействовать мошенничеству и распространению заведомо ложной информации (особенно касающуюся данных из области здравоохранения) на фоне коронавирусной истерии. Они призвали и другие компании во всем мире последовать их примеру.
Apple ужесточила требования в App Store ко всем приложениям, содержащим любую информацию о коронавирусе, в том числе ранее проверенным и опубликованным. Кроме того компания анонсировала запрет на все развлекательные приложения и игры, связанные с COVID-19 (правда одну из самых популярных игр Plague Inc., созданную по мотивам фильма «Заражение», сценарий которого частично воплотился в реальности, до сих пор можно без проблем приобрести).
Сообщение: «Возможно, вы заражены!»
Apple и Google уже выпустили тестовую версию системы отслеживания заражённых коронавирусом. Система будет предоставлять пользователям уведомления о том, что они, возможно, контактировали с заражённым COVID-19. Компании внедряют новую технологию на уровне мобильных операционных систем iOS и Android, используя Bluetooth для определения расстояния между владельцами смартфонов.
Если человек получил положительный результат теста на COVID-19, он сможет послать соответствующее уведомление на другие телефоны, которые ранее находились с ним на близком расстоянии, чтобы их пользователи тоже прошли тестирование. Компании утверждают, что сбор и обмен конфиденциальными данными (с привязкой к конкретным личностям) не осуществляется. А после того как пандемия будет взята под контроль, Google и Apple пообещали сразу отключить функции отслеживания контактов.
Что делают российские компании
В «Сколково» приступил к работе робот-курьер «Яндекс.Ровер». Машина развозит документы и посылки и помогает минимизировать социальные контакты. Электронный курьер распознает окружающие объекты, планирует маршрут, объезжает препятствия и пропускает пешеходов и животных. «Ровер» может доставлять посылки из интернет-магазинов, продукты и готовые блюда. Его передвижения можно отслеживать на смартфоне, а забрать груз получится только у адресата, с помощью приложения.
Сбербанк в свою очередь тестирует прототип робота-дезинфектора. Его планируют использовать в больницах и поликлиниках, школах, офисах и вагонах метро. Робот самостоятельно дезинфицирует помещение, а если в комнату войдёт человек, то процесс будет остановлен.
А «Яндекс» открыл доступ к анализу данных по самоизоляции и распространению COVID-19. С помощью технологии Yandex DataLens для визуализации и анализа данных на платформе Яндекс.Облако в единую информационно-аналитическую панель (дашборд) собрана информация из трёх источников: статистика Роспотребнадзора о количестве заражений, выздоровлений и летальных исходов в России, аналогичные данные по миру от Университета Джонса Хопкинса, а также индекс самоизоляции по данным сервисов Яндекса.
Все данные обновляются в режиме реального времени — как только появляется новая информация в источниках, она становится доступна в Yandex DataLens. Данные по распространению коронавируса в России доступны с детализацией по регионам. При этом дашборд можно дополнять собственными данными. А «Яндекс.карты» теперь помогают узнать, насколько длинные очереди в магазинах. Сервис создан для соблюдения социальной дистанции. К проекту уже подключились популярные супермаркеты.
Соцсеть «Вконтакте» во избежание слухов и распространения вируса запустила отдельную новостную ленту для записей о COVID-19, в которую попадают публикации только от проверенных источников.
Многие учёные мира говорят о том, что пандемия в первую очередь опасна неадекватной реакцией на неё. Тем временем исследование, сделанное холдингом «Ромир» по заказу Фонда развития гражданского общества, показало, что менее 60% россиян видят угрозу в пандемии. А значит, почти половина населения может пренебрегать мерами защиты и требует внимания за собой, что и вынуждает IT- компании приподнимать железный занавес конфиденциальности