Найти тему
chtoikto

Какое уникальное судно времен войны пролежало на дне 75 лет?

Дорогие друзья, подписчики и любознательные читатели!

Этой статьей, как и ранее писал, канал "Что и кто" завершает на определённое время цикл вопросов о людях и событиях Великой Отечественной войны, чтобы дать дорогу другим, не менее интересным темам.

Вы знаете, я очень люблю поезда и железную дорогу. И этот материал я хотел связать с интересной историей об одном из многочисленных бронепоездов, вместо с командой отважно защищавших нашу Родину. И вроде нашёлся даже интересный инфоповод - наш "Илья Муромец" столкнулся в ожесточенном бою с бронированным "Адольфом Гитлером" в 44ом и отважно его победил. Но вот незадача - источники пишут об этом довольно много, а каких-то исторических документов или архивных фотографий найти не получилось. Событие совершенно точно резонансное и об этом должны были писать, если все так и было. А вы как считаете? Может кому-то из вас посчастливилось больше и вы обладаете архивной информацией об этом?

Коли с этим не ладилось, я стал думать над другими темами. И вот случайно в одной из передач я наткнулся на фразу, что якобы при встрече на Эльбе наши и американские солдаты вместе слушали джаз. Ну, думаю, интересно - лишь бы источники нашлись подобающие и исчерпывающие. Но и здесь я столкнулся со стеной - никаких следов в открытых документах. Жаль, что у меня нет доступа к различным госархивам - авось что-нибудь и нашлось бы.

В итоге, мои многочисленные изыскания каких-нибудь интересных

тем привели меня к совершенно неожиданному - несколько лет назад (в 2017 году) в одном из российских регионов из водных глубин великой русской реки было поднято затонувшее судно времен Великой Отечественной войны. Звучит немного как заголовок из желтой прессы, но плавучее средство оказалось уникальным в какой-то степени, поэтому иначе и не скажешь. Этот вопрос я и предлагаю сегодня разобрать.

Поглощенным водной стихией оказался речной дизельный бронекатер проекта С-40 или как его называли "плавучий танк" за оснащение башней танка Т-34. Специалисты, поднявшие судно, установили, что это малый катер БК-31. Подобная техника изначально проектировались для войск НКВД для пограничного патрулирования в акватории реки Амударья. Но весной 1942 года, после спуска на воду, часть этих кораблей была передана для нужд Волжской военной флотилии, которые стали отважными защитниками Сталинграда на воде.

9 октября 1942 года, в ходе Сталинградской битвы, его постигла печальная участь - катер, получив серьезные повреждения от пушек неприятеля, затонул вблизи острова Голодный. По одной из версий он изначально сел на мель, получив пробоину, по другой - пошел ко дну, будучи на полном ходу. Казалось бы, его остов так и остался бы покоиться на дне реки, если бы не случайная находка дайверов-любителей.

И вот, спустя 75 лет, в ноябре 2017 года была проведена операция по подъему БК-31, чтобы "отважный речной герой" вновь увидел свет. Ну, и что здесь уникального спросите вы? Поднимали и поднимают же и другие суда времен ВОВ в разных уголках нашей страны. Да, вы в целом правы. Вот, например, при строительстве Крымского моста нашли БК-73, который затонул в 43-ем - его уже извлекли на поверхность, восстановили и устроили плавучий музей. И это не единственный случай. Что ж, давайте разбираться вместе, почему же БК-31 "окрестили" уникальным? Спешу поделиться с вами тем, что удалось найти в разных источниках.

Начнем вот с чего. Я совершенно не специалист в технике, но судя по всему, поднятый БК-31 - действительно интересный "экспонат", поскольку на сегодняшний день является единственным сохранившимся из своей серии С-40. По словам историков, на Зеленодольском заводе всего было построено 7 единиц (в других источниках встречается цифра 8). В советское время, в районе Керчи, был поднят его "собрат" - БК-81, но увы все попытки сделать из него памятник не увенчались успехом - спустя несколько лет бездействия бывший "боец" ушел на металлолом. Дополнительные детали неизвестно, к сожалению.

Пытливый читатель здесь точно не угомонится. Вы спросите, а как же стоящий на набережной Волгограда БК-13 или БКА-162 в Ейске? Где-то проскакивала информация, что это якобы точные копии БК-31. Дилетантам вроде меня и неподготовленному глазу так и покажется, да. Но вот технические документы говорят о том, что это разные проектные серии со своими характеристиками - первые два относятся к проектам 1125 и 1124, соответственно. С-40 создавались на базе 1125У.

Это малый бронекатер БК-14. К сожалению, я не нашел изображения серии С-40 со свободными правами. Источник: http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12244033@cmsArticle
Это малый бронекатер БК-14. К сожалению, я не нашел изображения серии С-40 со свободными правами. Источник: http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12244033@cmsArticle

Идем дальше. Уникальной и единственной называют и операцию по подъему БК-31 со дна Волги - был проведен колоссальный объем подводных работ по "откапыванию" и очистке катера от песка, который многократно увеличивал его массу и стал непосильной задачей для 150 тонного подъемного крана.

Вполне возможно, что приданию уникальности способствует и боевая история отважного БК-31, которая до конца не изучена (как я понимаю), но уже успела обрасти захватывающими (действительно) версиями и предположениями. Так, историки полагают, что бронекатер выполнял самую настоящую диверсионную функцию, подходя вплотную к берегу и высаживая военный десант, а затем забирая обратно, после выполнения задания. В пользу этого говорит тот факт, что на борту было найдено большое количество оружия - десятки единиц, включая винтовки, автоматы и гранаты. Кроме того отмечается, что не все найденные погибшие относились к экипажу судна.

И напоследок хочется сказать, что уникальность БК-31, наверное, еще и в том, что ему повезло после "боевого пути" - судно было найдено и поднято, чтобы обрести "вторую жизнь", пусть уже в качестве музейного экспоната. А вот остальные "водные бойцы" продолжают покоиться в волжской акватории - по оценкам специалистов на дне находится приблизительно 260 кораблей и катеров, принимавших участие в обороне Сталинграда. И это не считая судов более ранних эпох, которые также нашли там свое пристанище. Так, по словам водолазов, БК-31 был обнаружен на руинах деревянного корабля.

Восстановленный бронекатер уже ожидает первых посетителей - по замыслу организаторов судно станет центральным элементом целого музейного комплекса, посвященного отважным защитникам Сталинграда из Волжской военной флотилии, который планируют открыть ко Дню ВМФ. Хотя у проекта появились и свои критики - некоторые специалисты полагают, что полностью восстановив бронекатер (а при подъеме были обнаружены разломы) и поместив его под навес, посетителей лишили возможности "увидеть реальную войну".

Кто знает, может быть после открытия дверей экспозиции БК-31 приобретет еще одну уникальную страницу в своей истории. А может быть даже и не одну - у проекта довольно много неравнодушных участников, которые проводят весьма скрупулезную работу по восстановлению событий, "пролежавших" в глыбах речного песка 75 лет.

До новых вопросов, друзья!

Буду признателен за ваши подписки и лайки.

Канал "Что и кто" - очередной пытливый ум. Автор задался целью ответить на 1000 самых разных вопросов - обычных и нетривиальных. Присоединяйтесь! Кстати, на 41 из них уже ответил.