В прошлый раз мы гуляли по Венеции с Каналетто, сегодня, закусывая сицилийский канноли, делая глоток итальянского кофе и листая гладкие плотные странички традиционного флорентийского блокнота, отправимся по городам, по странам с Зинаидой Серебряковой (1884-1967)
Её непростая судьба требует отдельного рассказа, мы же сегодня просто прогуляемся с ней. Картины, которые мы увидим ниже, это работы, написанные в эмиграции. В эмиграции вынужденной, длиной в 43 года. Так в 1924м году она поехала в Париж, чтобы выполнить декоративное панно, но вот вернуться на Родину ей не удалось.
Проживая не в лучших условиях, у неё все равно получалось периодически вырываться за черту города, то во Французскую Ривьеру, то в Бретань, в Швейцарию, Италию..
Мало того, что она оказалась в отрыве от Родины, она еще и оказалась разделена от своих детей! А их у неё было четверо, но в 1925м удается переправить в Париж младшего сына Александра, в 1928м- младшую дочь Екатерину. На картине ниже как раз её дочка Катя во французском городе Кастеллан.
Доехала художника и до самого юга Франции, до города Коллиур, ниже несколько картин -образов этого города.
Была она еще во французском регионе Бретань. Городок Пон-л'Аббе, что на картине ниже, не впечатлил художницу своими видами, но её заинтересовали местные женские костюмы, их можно здесь разглядеть.
Отправляется художница вместе с дочерью и в Италию и делится в письме такими впечатлениями:
"... Вот мы и решились с Катюшей поехать в Италию! Выбрали маленький городок Сан-Джиминьяно, знаменитый своими башнями средних веков и чудными росписями в церквях. Вокруг города расстилается дивный пейзаж, т.к. с 335 метров высоты, где он находится, видна бесконечная даль, теряющаяся в нежно-голубых дальних горах".
Одни из самых ярких впечатлений она привезла из своих поездок в Марокко. Там ей было интересно всё- и пейзажи, и люди, и костюмы.. и все это она конечно запечатлела на бумаге. Пишет она из поездки Евгению Лансере следующее про Марокко:
"Жизнь в Марракеше тоже фантастическая — все делается кустарным образом, как должно быть было и 1000 лет тому назад. На площади — называется Джемаль Эль Фна — каждый день тысячи людей смотрят, сидя кружками на земле, на танцы, фокусников, укротителей змей (совсем как дервиши и индусы) и т.д. и т.д. Все женщины закрыты с ног до головы, и ничего, кроме глаз, не видно ...
Дорога от Касабланки до Марракеша совершенно гладкая и напомнила мне даже нашу Курскую губернию, но подъезжая к Марракешу вдруг начинается Африка — красная земля и пальмы, а вдали снежная цепь Атласа, но очень далеко, так что почти всегда закрыта облаками. Марракеш же весь розовый и совершенно ровный, без гор и холмов… Я думаю пробыть здесь еще три недели, а потом домой, т. к. каждый день стоит мне больше 100 фр. (отель — 75 фр. в день), а очень хотелось бы пожить здесь подольше, так много хотелось бы сделать, но ничего до сих пор не нарисовала, и каждый день ложусь в отчаянии и решаю уехать, а утром опять не нагляжусь на всю эту удивительную картину жизни…"
Остановлюсь сегодня здесь, в следующий же раз мы направимся во Францию вместе с одним известным импрессионистом, который показал Париж как с земли, так и "с воздуха"!
@Тамара Хачатрян