Найти тему
АудиоНатурал

Владимир Спиваков. Вчера, сегодня, завтра

Как это было на самом деле

На этот раз разговор с выдающимся маэстро шел о выборе жизненного пути, о принципах, целях и правилах музыканта, о творчестве, которое вне времени, о людях, без которых жизнь была бы иной, о талантливых людях и талантливых детях.

Стать музыкантом было вашим решением, или помог случай?

Великому Давиду Ойстраху когда-то задали подобный вопрос, и он ответил: «Во-первых, всё решила моя мама, потому что какая одесская мама не мечтает, чтобы мальчик был гениальным скрипачом, а в Одессе огромное количество музыкально одарённых детей. Во-вторых, сказал Ойстрах, не скрипач выбирает инструмент, а инструмент выбирает своего музыканта». Мне кажется, это абсолютно точно, и именно так всё происходит. Если инструмент нашёл тебя, а ты нашёл его, тогда возникает чудо, тогда появляется Ойстрах, Хейфец, Стерн и т.д.

Вы считаете себя человеком, который правильно распорядился данными ему талантами, или усидчивым и прилежным тружеником, подчинённым строгой системе?

Мой учитель Юрий Исаевич Янкелевич сказал бы, что вы сами ответили на вопрос, который задали. Одно другого не исключает. Музыка требует не только таланта, она требует работы, работы и работы. Только работа стирает следы работ.

Есть ли у вас любимое место для выступлений?

Есть много прекрасных залов с потрясающей акустикой и невероятной атмосферой. В Америке, Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии… Самый дорогой и самый ответственный зал для меня – это Большой зал Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского. Когда я выхожу на его сцену, испытываю исключительную ответственность и волнение.

Можно ли сравнить путь к успеху в 1970—1980-х годах с тем, что происходит сегодня?

Время нельзя поправить, сократить, удлинить, изменить. Время – оно дано, и это не подлежит обсуждению. То, что могли скрипачи, рождённые в Советском Союзе, я думаю, вряд ли могут те, которые рождены сегодня. Время стремительно и неумолимо. Очевидно, что происходят различные технологические прорывы, но то, что касается творчества, музыки… не знаю. Вершины потому и вершины, что они единственные.

Расскажите о самых важных людях в вашей жизни.

Моя мама, ленинградская блокадница, всегда помогала людям, перенесшим страшные испытания, тем, кто выжил.

Добро должно воспитываться, оно не только рождается в человеке, оно ещё привносится тем, кто воспитывает этого человека. Например, дети видят, чему посвящают жизнь родители, и делают выводы. Доброта передаётся не только на генном уровне, но и благодаря особому воспитанию, поощрению добрых дел.

Все судьбоносные решения, всё, что определено судьбой, происходит с тобой в детстве. Судьба даёт тебе шанс, направляет тебя. Самая прекрасная, самая неповторимая, самая удивительная по радости, по восторгу, по боли – это пора детства, а дальше мы только вспоминаем. Именно на этом и строится наше творчество. Цель музыканта, как и всякого хорошего человека, сделать мир лучше, добрее, светлее.

Вы преподаёте в настоящее время?

Нет, для этого нет возможности. Дело в том, что я руковожу двумя оркестрами, я президент Московского международного дома музыки, а это высочайшая нагрузка и плотный гастрольный график.

У нас есть специальный фонд, который был создан 25 лет назад по зову сердца и по пониманию того, что детям необходимо помогать. Международный благотворительный фонд создан вместе с моими друзьями – Екатериной Ширман (исполнительный директор фонда) и Петром Гулько (художественный директор фонда).

Маленький человек приходит в этот мир в надежде, что его ждут и он нужен. Трагедия может произойти, когда он понимает, что это не совсем так. Я и мои коллеги, дорогие друзья, хотим, чтобы трагедий не происходило, чтобы больше детей были счастливы, чтобы они состоялись творчески.

Когда маленький человек доверчиво протягивает тебе ручонку, чувствуешь счастье и огромную ответственность. В душе возникает щемящее чувство и желание помочь этому человеку состояться, стать личностью, выразить себя.

Есть ли надежда на появление новых отечественных звёзд в мире серьезной музыки?

Мне не хотелось бы, чтобы коммерция, погоня за материальными благами влияла на развитие музыки, чтобы блеск «жёлтого дьявола» туманил мозги и отравлял души. Мне кажется, что музыка – это та обитель, которая даёт тебе возможность сохранить душевное равновесие, свои приоритеты и представления о главных ценностях мира: любви, сострадании, достоинстве, чести.

Возможно, новые звезды смогут открыть что-то иное и невиданное. Может быть, если им помочь...

Что тебе в том, если ты приобретёшь весь мир, а душу потеряешь. Без нравственной составляющей, которой мы сегодня нередко пренебрегаем, жизнь не случается, трава не растёт.

Расскажите о проектах, которыми вы занимаетесь сегодня.

Из 85 регионов России (от Москвы до Южно-Сахалинска, от Санкт-Петербурга до посёлка Дальнего) нет ни одного населённого пункта, ни одного места на карте, откуда бы ни приезжали дети к нам выступать или где не были бы наши дети.

В среднем в неделю мы проводим пять концертов, а параллельно, пока мы с вами беседуем, наши ребята выступают в Ярославле, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Глазове, Мышкине, Угличе, Владивостоке.

У нас есть и международные проекты – в Страсбурге, Осаке, Люксембурге.

За 25 лет работы Международного благотворительного фонда сделано очень многое!

Одна из самых дорогих и важных для меня программ фонда – «Дети на обочине». В России 64 детских исправительных колонии. Там содержатся ребята, выброшенные из сегодняшней жизни, они там находятся в так называемой временной изоляции.

Мы понимаем, что изоляция не может быть временной для этих детей со сломанной судьбой, для детей, которые бежали от пьянства родителей, от побоев. Они ищут себя и бегут от взрослых, которые не хотят им помочь. Мы решили сделать так, чтобы наши дети смогли приезжать к ним и выступать. Это важно для наших детей, ведь они живут совсем в других условиях.

Становится страшно, когда приезжаешь в колонию в Елабуге или в Тобольске и видишь, как воспитатели в погонах приводят в зал остриженных детей. Многие из них в первый раз слышат флейту, тромбон, скрипку. Кто-то засыпает, а кто-то вдруг начинает плакать. Эта слеза невероятно важна. Понимаешь, что у ребёнка в душе что-то происходит, что душа жива, не потеряна.

Мы хотим сделать так, чтобы эти дети поняли, что они нужны обществу, нужны нам. Иногда они после концерта подходят к ребятам-музыкантам и говорят: «Напиши мне название той музыки, что ты играл». Это дорогого стоит.