Какими были особенности развития российского элитарного образования и есть ли у него перспективы развития?
В одной из недавних статей мы обсуждали разницу между элитным и элитарным образованием и выяснили, что это разные понятия. Сегодня поговорим об элитарном образовании на примере нашей страны.
Многие эксперты и исследователи считают, что современное российское общество испытывает острый недостаток нового поколения лидеров, способных определить главные направления социального, экономического и научного развития страны.
Путь преодоления сложившейся ситуации видят в создании нового социального слоя, отличающегося гражданской ответственностью, а также высоким уровнем интеллектуальной и духовной культуры. Сформироваться такой слой может лишь благодаря получению образования, соответствующего лучшим мировым стандартам. Но каким оно должно быть?
С одной стороны, сегодняшнее общество культивирует идею равноправного массового образования. Это диктуется правом каждого человека учиться и получать знания, а также потребностью готовить специалистов в соответствии с нуждами общества.
Однако существует и другое мнение. Будто массовое образование, даже вооружившись новейшими технологиями, не способно быть целостным, ведь оно готовит профессионалов для реального социума. Появление же нового типа специалиста должно обеспечить как раз элитарное образование, призванное транслировать будущим поколениям высшие идеалы и всё богатство накопленной культуры.
Сторонники этого мнения верят, будто иного механизма передачи новым поколениям учащихся знаний, которые не фрагментарны, не разрознены, а целостны, у российского общества нет. Так ли это? Для ответа нужно детально углубиться в историю.
Элитарное образование в Российской империи
В России элитное образование начало формироваться только в XVII веке. Связано это в первую очередь с тем, что на протяжении 250 лет монголо-татарского владычества попросту уничтожались условия для создания интеллектуальных элит. Однако после освобождения от ига произошло осознание того, что именно образование в его элитарном виде может обеспечить эффективное решение внутренних и внешних задач страны.
Государство начало проводить целенаправленную политику развития образования, кульминацией которой стало основание в 1687 году Славяно-греко-латинской академии под руководством известного просветителя Симеона Полоцкого. Это учебное заведение имело черты элитарного, подобного классическим европейским университетам.
Судьбоносной для развития российского элитарного образования стала первая четверть XVIII века. Петр I настойчиво прививал российскому дворянству идею о необходимости учёбы. Император стремился воспитать «новую породу людей», способную стать движущей силой укрепления государственной власти и одновременно изменения ментальности и образа жизни российского общества.
Особое внимание уделялось системе воспитания дворянского сословия. Одним из главных учебных заведений эпохи считается школа, основанная пастором Глюком и воспроизводящая модель западноевропейского образования. Иной подход использовался в школе Феофана Прокоповича, которая пыталась сочетать традиции российской национально-православной ментальности с европейскими новшествами.
К элитарным также относились Навигацкая школа, ставшая основой Морской Академии, артиллерийская и инженерная школы, московская хирургическая школа. Однако главными центрами воспроизводства элит стали основанный в 1726 году Петербургский университет и в 1755 году — Московский университет.
Новым катализатором для развития элитарного образования стала политика Екатерины II и Александра I, направленная на активное приобщение к культуре Просвещения, в первую очередь, в сфере образования и создания особого класса людей, обладающих так называемым «сознанием элиты».
Для достижения обозначенных целей создали Царскосельский лицей, Пажеский Его Императорского Величества корпус, Смольный институт благородных девиц и Благородный пансион при Московском университете.
Кроме того, впервые в российской истории была предпринята попытка создания системы гимназического образования, на основе методики известного педагога Жана Кондорсе. Она предполагала, что будущий представитель элиты должен пройти чётко обозначенный цикл обучения, начинавшийся в уездном училище и заканчивающийся университетом.
Новый импульс российское элитарное образование получило в конце XIX века. Это было связано с инициативой министра просвещения А. Головнина, который предоставил право создания самостоятельных учебных заведений не только государству, но также общественным объединениям и частным лицам. Как следствие возникло немало частных элитных школ с ярко выраженной авторской концепцией развития.
Период с конца 1890-х годов до Октябрьской революции характеризовался обстановкой острого социально-политического кризиса, причиной которого была растерянность государственной власти перед нарастающими масштабами революционных выступлений.
Ответом на подобные тенденции стала реформа министра народного просвещения П. Игнатьева, сутью которой было основание школ и университетов, способных не просто создавать новые элиты, но и выполнять некую охранительную функцию, предотвращая проникновение радикальных политических идей в среду учащейся молодёжи. В частности, для этой цели были открыты Тенишевское училище, Медведниковская гимназия, школа Е. Левицкой.
После Октябрьской революции на протяжении XX столетия в СССР элитарное образование развивалось довольно фрагментарно. Это и не удивительно, ведь львиная доля общества была категорически против самого существования элит и отстаивала принципы единого образования. Элитарные учебные заведения только иногда возникали в разных местах, постоянно испытывая на себе угрозу закрытия. Они не вписывались в общий контекст развития советской системы образования.
Элитарное образование сегодня
Конец 80-х–90-е годы XX века ознаменовались краеугольными изменениями политики государства, которые создали довольно благоприятные условия для возрождения элитарного образования. Процесс воссоздания и развития элитных учебных заведений происходит по настоящее время, однако отличается сложностью и противоречивостью.
Согласно последним статистическим данным российское общество в большинстве своём негативно воспринимает саму идею элитарности, продолжая считать, что образование должно избегать социальной разрозненности. Следовательно, на данный момент, несмотря на определённые преимущества элитарного образования, его прогресс в России может произойти лишь в случае правильной самопрезентации, поддержки со стороны государства и популяризации на уровне общественного мнения.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Вам может быть интересно:
Образование: элитное для всех, элитарное - для избранных: в чём разница?
Элитарное образование - залог успеха? - Часть 1 и Элитарное образование - залог успеха? - Часть 2
Элитарное образование: история и современность