Осенью прошлого года я написал "эпопею" в двух актах про беспощадную деградацию российской музыки (Пролог и Эпилог), в которой я провел анализ тенденций YouTube и рекомендаций аудиозаписей в ВК. И реакция читателей была весь интересной... Причем настолько, что я не решился кому-нибудь там ответить. Тем не менее, продолжу расписывать свои рассуждения и ловить тапки.
Сразу скажу: статья основывается на субъективном мнении автора в широком смысле и не переходит на отдельно взятые музыкальные группы. Если хотите пообсуждать музыкантов, милости просим в комменты. Если у вас есть чувства, которые автор в лице Меня может задеть, закройте эту статью. Я Вас предупредил. Продолжаем.
Жизнь многих из нас началась с русского рока. Родители зачинали детей под Макаревича и Гребенщикова. Удивительно, как много людей млеют и сейчас под песни этих ребят. Подражая европейским и американским музыкантам, молодые русские (советские) рокеры установили диктатуру стиля, когда все современное непременно должно было быть сыграно на гитаре.
Поколение, которое полностью отвернулось от своей культуры и стало подражать во всем Западу. Очередное свободное поколение, через тридцать лет полюбившее твердую руку и порядок.
В начале своей популярности они взбунтовались до того, что вступили в созданные коммунистической партией рок-клубы. Это как драгдилер, работающий на полставки в полиции. Разлагающаяся советская власть перестала контролировать ситуацию и ослабела.
Тут на баррикады, а вернее, на сцену выскочили певцы свободы. Это были золотые годы для музыкантов первой обоймы русского рока.
Не много людей в те годы разбирались в музыке и могли вывести на чистую воду плагиаторов и подражателей. Но чем больше в бывший Союз проникало музыки из Европы и Америки, тем меньше поклонников оставалось вокруг русских рокеров.
Толпа русских рокеров и стадо их поклонников вытоптали всходы действительно самобытного и ценного. Сколько таких групп, как “Химера”, могли бы состояться, не будь так агрессивна и жадна оглушительная рокерская стая? Концерты того времени напоминают оргию и священнодействие одновременно. Это абсолютная диктатура фронтмена любой из рок-групп. Он тоталитарный лидер, он выступает, как Каддафи или Саддам. Короче, Дуче.
Сейчас непонятно, почему публика с таким остервенением лезет на сцену. Музыка совсем не возбуждает. Наоборот, хочется лечь поудобнее, а еще лучше – сделать потише. Сейчас люди ведут себя на концертах совершенно иначе. В каждом зрителе остается много достоинства, в то время как рок-концерты прошлого напоминают оживший скотомогильник.
Ключевая мысль: почему весь этот рок при всей его неактуальности и неадекватности до сих пор слушают и даже любят? Почему при таком невиданном разнообразии звуков, книг и впечатлений русский рок не только звучит, но и имеет так много поклонников?
Как при всем этом русскому року удалось переродиться во все эти новые украинские, российские, белорусские группы с одинаковым репертуаром? Если угодно, это определила его примитивная архитектура.
Настоящий отечественный рок-хит должен быть таким, чтобы его мог сыграть на гитаре любой дурак. Если вокруг него соберутся люди, то возникнет волшебство. Это состояние – атавизм времен шестидесятников и авторской песни. Диссиденты на прокуренных кухнях или геологи в таежной экспедиции извлекали магию из гитар в своих маленьких сообществах. Это не мешало присутствию среди них стукачей.
Нужда собираться вместе и млеть прошла, а привычка впадать в экстаз в кругу “посвященных” осталась. Так дети играют в невидимую машину, хлопают воображаемыми дверьми и жужжат, как двигатель. Из советской авторской песни идет вся эта эстетика бедного честного интеллигента с томиком Булгакова на полке, картиной друга-художника на стене и кактусом на подоконнике. Весь мир вращается вокруг этого жилища. Весь мир крутится вокруг нескольких гитар и барабана.
Русский рок неотделим от политики. Он так или иначе прорывается гражданским высказыванием, намеком или ненужным советом. Детки первых советских рокеров тоже так и норовят отколоть что-то политическое. В общем-то, рок без политики – это, по мнению самих рокеров, попса. Как будто в этом есть что-то постыдное.
При всем этом сами рок-звезды в обычной жизни довольно деловитые – никто из них не нуждается, все владеют хорошей недвижимостью и неплохо зарабатывают. Их содержат слушатели. Десятки нестандартных и самобытных талантов спились и умерли. В то же время топовые русские рокеры записывали десятый-двадцатый (откуда такая плодовитость в написании одинаковых песен?) альбом.
После прослушивания первого, второго, десятого альбома всех этих рокеров попросту недоумеваешь. “И это всё?” – хочется спросить. Это всё, что можно слепить, умея играть на разных инструментах? Это всё, на что вас хватает в текстах? Поразительное отсутствие критического взгляда на самого себя и плоды своего интеллекта. Обидно, что в самое впечатлительное время русский рок залепил хлебным мякишем уши не одному поколению.
Он разлился по всему постсоветскому пространству, проник в щели нашей беспомощности и заставляет агонизировать вместе с ним. Не поэзия и не музыка, не высказывание и не жест, непонятное что-то, предназначенное непонятно для кого. Русский рок – такая же бессмыслица, как и пьяный вечер во дворе под звуки гитарки. “Мы ждём перемен!”
Ждите на здоровье.
А на этом я попрощаюсь. Можете покидать тапки в комментах. Да, лайк и подписка приветствуются.