42 подписчика

Величайший российский фигурист, которого никогда не было (часть 3)

163 прочитали

Мой интерес(авт.) к фигурному катанию со временем угас - я все еще следила за всем, что показывалось по телевидению, но страсти больше не было. В ретроспективе я тогда не знала, почему он ушел, да и не искала причин. Оглядываясь назад, о нем было известно только то, что он получил травму, перенес операцию, собирался уйти на некоторое время из спорта, и на этом все. Аналогичной информацией обладали и российские поклонники - мало кто из них знал или заботился о причинах его исчезновения. Ничего из этого не было важно - фигуристы сменяли друг друга с ошеломительной скоростью, у поклонников не было недостатка в новых фаворитах; Климкин быстро ушел в небытиё.

Ранние годы

По его собственным словам, Илья Климкин не жаждал заниматься фигурным катанием - под влиянием тенденций того времени и огромной популярности этого вида спорта в Советском Союзе его бабушка впервые взяла его на каток, когда ему было четыре года, надеясь, что спорт улучшит его здоровье (J.B. Mittan, 2003). Вскоре тренеры заметили его талант, и он оказался одним из немногих фигуристов, отобранных из 800 кандидатов для участия в пробном классе (интервью от февраля 2004 года). К тому времени, когда ему исполнилось 11 лет, у него было несколько тренеров, среди которых Ирина Моисеева (двукратная чемпионка мира в танцах на льду, серебряный призер Олимпийских игр 1976 года), Евгения Зеликова и Эдуард Плинер (с аккаунта FSkate).

Несмотря на свой потенциал, маленький мальчик не хотел заниматься фигурным катанием, он мечтал играть в футбол. Только настойчивость и сильное давление со стороны отца удерживали его в спорте в первые годы (интервью от февраля 2004 г., Ф. Темичев, 2004 г.).

К 11 годам он был очень многообещающим и известным фигуристом. Тогда, в 1991 году, он присоединился к группе Игоря Русакова, после того как его тренер Эдуард Плинер уехал в США. Русаков оставался его тренером до самой своей смерти от лейкемии в 2003 году.

Игорь Русаков, не добившийся особых успехов будучи фигуристом, позже нашел свое призвание в жизни тренерской и хореографической. С огромной страстью к балету и театру, он вырос под влиянием Васлава Нижинского, хореографа Мориса Бежара и канадского фигуриста Гэри Бикома. Как и они, он постепенно создал себе имя одного из самых инновационных представителей своей области. Внимание к деталям, необычный музыкальный выбор и индивидуальность стиля, проявляющиеся в каждой программе, отличало его фигуристов на соревнованиях, причем Климкин превратился в его наиболее заметного ученика и главную музу.

Игорь Русаков
Игорь Русаков

Создать доверительные отношения по началу было непросто - тренер не был доволен ни навыками скольжения Ильи, ни его отношением к процессу, и решил восстановить технику и художественный стиль с нуля. Прошло несколько месяцев, пока он и мальчик не нашли взаимопонимания. За этим последовали годы напряженной работы, посвященной не только созданию хорошей техники прыжка, но и уникальной художественной чувствительности, что, в свою очередь, привело к сотням часов, проведенных на уроках танцев и растяжках. Русаков был горд своей способностью «превратить кусок дерева в то, что вы можете с гордостью показать на международном уровне», причем конечными целями были главные соревнования (Илья Климкин, 2008; Ольга Ермолина, 2017).

Илья Климкин и Игорь Русаков, 2003 год. Фото Александра Уилфа.
Илья Климкин и Игорь Русаков, 2003 год. Фото Александра Уилфа.

Долгие годы тяжелой работы в конечном итоге окупились, и к 16 годам Илья скрутил свой первый четверной прыжок, тулуп. Лишь в это время он начал по-настоящему наслаждаться фигурным катанием и воспринимать это как нечто большее, чем просто бремя, которое он вынужден нести.

Климкин считал Русакова очень строгим во время тренировок, а также невероятно преданным тренером, который действительно понимал своих учеников и заботился о них (О. Ермолина, 2017). Все свое время он проводил на катке на стадионе «Юные пионеры» в Москве: в постоянном поиске вдохновения для новых программ, в обучении; иногда делал совершенно неожиданные вещи, такие как заточка лезвий или вождение ледозаливочной машины (О. Томкачева, 2003). Говорят, что Русаков был очень вовлечен в жизнь своих учеников и его забота выходила далеко за рамки служебного долга. Чтобы поддержать их в достижении их мечты, он предоставлял всю моральную и финансовую поддержку, которую мог.

Юниорские годы (1997-1999)

Илья впервые выступил на национальном первенстве в 1996 году, но сумел стать только 12-м. В соревнованиях победил Илья Кулик, которого большую часть своей спортивной карьеры тренировал известный Виктор Кудрявцев - человек, который позже будет тренировать и Климкина после смерти Русакова. После ухода из группы Кудрявцева Кулик станет вторым подряд российским олимпийским чемпионом, в 1998 году под руководством знаменитого тренера Татьяны Тарасовой.

Следующий сезон ознаменовался дебютом Климкина на международной арене. Несмотря на то, что он не показал особенного результата на международном уровне до этого момента, его отправили на чемпионат мира среди юниоров в 1997 году, где он занял 4 место. Полностью неизвестный из России, он оставил неизгладимое впечатление на поклонников фигурного катания. С его нетрадиционным стилем катания и движениями он очаровал зрителей, молодому фигуристу было предсказано светлое будущее, а фанаты предвкушали его прогресс. Надежды оправдались в 1998 году, когда он стал чемпионом мира среди юниоров, а волнение и разговоры о том, как далеко он может пойти в своем взрослом дебюте в следующем сезоне, усилились.

После победы на чемпионате мира среди юниоров Климкин испытал разочарование на своем втором чемпионате России. Его не считали претендентом на место в мировой команде в 1999 году в сборной - три места были почти гарантированы для Плющенко, Ягудина и Алексея Урманова. Несмотря на отсутствие сильного давления, обе программы не задались, и он финишировал лишь 10-м. Сезон 1998-1999, однако, он завершил на высокой ноте, завоевав второе место в финале Гран-при среди юниоров.

Успех тренерской команды в том сезоне сопровождался трагедией - в 1998 году Игорю Русакову был поставлен диагноз лейкемия, ему было всего 39 лет. С финансовой помощью Российской федерации фигурного катания ему сделали трансплантацию костного мозга, которая продлила его жизнь на несколько лет. За этим последовали годы неопределенности - сильное желание выжить в сочетании с отрицанием тяжести состояния в последние годы его жизни. За это время ему пришлось провести целых два сражения - одно на катке и одно за жизнь в больнице. Он будет надолго покидать своих учеников ради лечения, иногда на 3-4 месяцев (Ольга Ермолина, 2017).

Трагедия вновь постигла Илью в 1999 году, когда трагически погиб его отец. После душераздирающего несчастья Илья и Игорь Русаков стали буквально неразлучными; тренер взял на себя роль отца и стал одним из самых близких людей в жизни Ильи. Понимая, что фигурное катание было одним из немногих вещей, даривших Русакову счастье и надежду в это трудное время, Климкин предпочел остаться рядом с ним и отклонил любые предложения сменить тренера, несмотря на настойчивость со стороны федерации (интервью от февраля 2004 года).

Продолжение следует…

Перевод: Зоя Андреева.

Источник: https://vk.com/@fstop2020-velichaishii-rossiiskii-figurist-kotorogo-nikogda-ne-bylo-3