Горские татары (карачаевцы и балкарцы) с момента своего появления на Северном Кавказе , в первой половине 17 века , сразу же подпали под деспотическую власть соседних черкесских обществ ,в частности Бесленея и Кабарды.
"Племена более отдаленные, напр. ингуши, карабулаки, кистинцы, тагаурцы и дигорцы, были данниками кабардинских князей, а ближайшие, как-то: карачаевцы, чегемцы, хуламцы и безенневцы , находились у них, почти что, в состоянии рабства. Степень зависимости последних четырех племен от кабардинских князей иллюстрируется следующим обычаем: если княжеским холопом положен был камень у дверей сакли горца, или на его пахотном или покосном месте, то этого действия вполне достаточно было для воспрещения владельцам сакли входа в нее и выхода из нее, а владельцам пахоты и покоса пользования ими. " [Выпуск "кавказский вестник" № 3 , 1900г. "Боевое прошлое Северного Кавказа".]
"Карачаевцы, говорящие языком татарским же, занимают скалистые ущелья по верховью Кубани и р. Теберды; народ это не воинственный, занимается более скотоводством и выделыванием сукон и бурок, которыми торгуют. Карачаевцы в 1834 году добровольно покорились правительству и приняли приставство. У карачаевцев одна дворянская фамилия - Крым-Шакал, которая, как и народ, платит дань кабардинским князьям Атажукиным." [Торнау Ф.Ф., Доклады.Приложения]
"Кабардинцы смотрели на карачаевцев, как на дойных коров, и выжимали все, что только могли, а иногда и обирали самым недобросовестным образом." [Г. Петров. "Верховья Кубани - Карачай". Екатеринодар. 1880]
"Князья Карачая имеют титул би, а их тремя главными родами являются Крым-Шокалы, Урусби и Мудари. Тем не менее народ не платит никакой дани ни им, ни узденям, ни мелкоместным дворянам... Кабардинским князьям, с другой стороны, коих они называют беками, они обязаны платить определенные подати... К своим властителям, кабардинским князьям, они относятся с предельным уважением и послушанием, охотно и точно исполняя все их приказы." ["Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах"; Клапрот Юлиус]
"Превращением карачаевцев из вольного народа, насильственно, в данников кабардинских феодалов, начинается жестокая эксплуатация их последними, которые в своем произволе доходили до того, что не стали уже считаться ни с какими пределами. Кроме взимаемых ими, установленных по обычаю, оброков (ежегодная уплата 300 баранов от всех, сапетка пшеницы и большой кувшин коровьего масла с каждого двора), любой проходимец из кабардинских князей, в любое время мог послать своих представителей в Карачай и брать столько, сколько ему благорассудилось (практиковалась посылка княжеских сыновей, которым все жители Карачая из «черного народа» обязаны были давать: у кого имелся табун лошадей – лошадь, у кого не было табуна – корову, быка или барана)." [Умар Алиев. Очерки революционного движения в Карачае. «Крайнациздат» - «Севкавкнига». г. Ростов-на-Дону. 1927.]
"Также Кабарду издревле населяли бассиане и карачаевцы; преследуемые черкесами, они вынуждены были искать убежища в высоких, труднодоступных, покрытых снегом горах Кавказа, где они и осели, до сих пор оставаясь данниками своих извечных преследователей...
Они зависят преимущественно от двух кабардинских княжеских фамилий: Кургок и Кайтук, которым каждая семья обязана ежегодно платить подать, состоящую из одной овцы... Карачаевцы «черные ручьи», а не «караутцы», называются черкесами «каршага кушха», мингрелами и имеретинцами — карачиоли. Татары называют их кара-черкесы, или «черные черкесы», так как они являются подданными черкесов." [Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа.]
"Страна, известная под названием Великая Кабарда, ограничивается на востоке Баксанскими горами и рекой того же названия; на севере правым берегом Малки; на запад-северо-западе рекой Кубань; на юге она оканчивается у подножий Кавказа, где живут некоторые татарские племена, подчиненные кабардинцам и платящие им ежегодную дань, например, племя балкар на реке Пшуган, состоящее из 1000 семей. На востоке живет племя биссинги, насчитывающее 300 фамилий; на западе, на реке Шерик находятся 114 хижин племени шакман, и еще далее на запад 400 жилищ чегемов на реке Гшегс. Оруспи, бедное племя в 160 душ, живет также в Баксанских горах. Высшее руководство над этими племенами, как и в Большой Кабарде, разделено и называется по именам кабардинских княжеских семей.
Фамилия Хадогшуко владеет областью вдоль реки Баксан до реки Чегрев; Джамбулатова фамилия распространяет свою власть отсюда до реки Сенд и до Эльбруса". [Я. Рейнеггс. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа. Якоб Рейнеггс (настоящее имя Кристиан Рудольф Элих; 1744–1793)]
"В горах Кавказа живут несколько разобщенных ветвей ногайцев и татар; мы назовем тех, кто живет в восточной части этих гор: Карачаи, кapшагac, карачеркес, или карачоли ногайское племя, поселившееся в плодородной долине, лежащей у северного подножия Эльбруса вокруг истоков Кубани, на расстоянии 140 верст от Георгиевска. Их насчитывается всего около 200 фамилий, которые платят дань некоторым черкесским князьям." [Петер-Симон Паллас , "Заметки о путешествии в южные наместничества российской империи в 1793-1794 годах".]
«Кабардинцы с давних времен… будучи сильнее прочих горских народов… подчинили себе набегами и грабежом и обязали их ежегодною податью, в числе коих и карачаевцы. Во избежание их грабительства и утеснения обязались разделить на княжества: Крымшамхалова фамилия – Мисостовой, Карабашевы – Джембулатовой, Дудовы – Атажукиной, почему для охранения их от насилия как своих князей, так и от прочих народов, выселялись к ним с каждой упомянутой фамилии кабардинских князей на три года по одному князю, которые кроме такового охранения обязаны были провожать ездящих по своим надобностям в разные места и отыскивать у них кем-либо только похищенное или явно отнятое, за каковое трехлетнее охранение от всяких насилий и обид платили они поименованным трем князьям 1500 баранов и 100 штук рогатого скота; и сверх того, кто из них умел лучше их охранять, тому по просьбе его делалось особое уважение, да сверх сего давали они старшему князю всей Кабарды, которой бы он фамилии ни был, с каждого дома по одному барану». [Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 13454, оп. 8, д. 18, л. 5 об.]
"Чегемцы и урусбиевцы «принадлежали» Хатокшоковым и никто не имел права вмешиваться в отношения между ними. Хуламцы и безенгиевцы платили подати поочередно всем князьям Большой Кабарды. Особенно интенсивной была внеэкономическая эксплуатация некоторых балкарских обществ, которые облагались целым рядом натуральных налогов, а в ряде случаев – и чрезвычайными поборами." [РГВИА. Ф. 13454, оп. 2, д. 296,л.8 –9]
"Согласно преданиям, переселение карачаевцев на Баксан произошло следующим образом. Карачаевцы, не выдержав натиска сильных черкесских племен, ушли из долины р. Джегуты и поселились в ущелье Баксана. Как сообщают материалы фольклора, предводителем Карачая являлся Карча, а родоначальниками – Будян, Трам, Адурхай, Науруз. Земли по Баксану ко времени появления здесь карачаевцев считались потомственными владениями кабардино-черкесских князей, и карачаевцы с приходом на Баксан были обложены данью". [Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957.]
"Столкновения, в особенности с кабардинскими князьями, продолжались и даже все больше и больше усиливались. Но кабардинские князья оказывались сильнее. Они насаждали в Карачае своих вассалов (таубиев) в лице Крым-Шамхаловых, Карабашевых, Дудовых и др., которые впоследствии стали хозяевами Карачая, диктовавшими народу свою волю.Влияние феодальной Кабарды, обложившей Карачай данью, которую кабардинские князья собирали через своих вассалов, росло…". [Ислам Тамбиев. Карачай прежде и теперь. Изд-во Северный Кавказ. Ростов-на-Дону. 1931 г.]
"Издавна кабардинцы господствовали не только над карачаевцами, но и над всеми остальными соседними народами. С покорением Кабарды и Карачая русскими царями это национальное угнетение и господство перешло на экономическую почву. Пользуясь безземельностью карачаевцев, кабардинцы беспощадно эксплуатировали первых, сдавая свои земли в аренду и устраивая среди забитых и темных карачаевцев-кошевиков разные непосильные поборы в пользу владельцев. Вместе с тем сплошь и рядом случались угоны карачаевского скота кабардинскими бандитами. И этот долгий вековой гнет вызывал затаенную ненависть карачаевцев к своим угнетателям." [Умар Алиев. Очерки революционного движения в Карачае. «Крайнациздат» - «Севкавкнига». г. Ростов-на-Дону. 1927.]
«Кабардинским князьям… коих карачаевцы называют беками, они обязаны платить определенные подати. Все карачаи, будь то князья, дворяне или крестьяне, находятся под властью беков и считают их единственными своими властителями». То обстоятельство, что легитимность подобного положения не подвергалась самими карачаевцами никакому сомнению, вытекает и из следующих слов: «К своим властителям, кабардинским князьям, они относятся с предельным уважением и послушанием, охотно и точно исполняя все их приказы». Такое положение закономерно вытекало из того, что карачаевцы были «слишком слабы, чтобы заниматься, подобно их хозяевам и покровителям кабардинцам, военным делом». [Юлиус фон Клапрот, "Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах."]
"Будучи таким образом замкнуты в горных ущельях весьма сильным кабардинским племенем, горския общества в прежнее время находились в более или менее тяжкой зависимости от кабардинских князей, без покровительства которых обойтись им было невозможно, ибо только безусловным подчинением себя кабардинским князьям, воля которых уважалась народом, горцы приобретали защиту от хищнических набегов кабардинцев и спокойно пасли свои стада на плоскости, исправно лишь платя своим покровителям условленную дань.
С обнародованием в 1822 году прокламаций генерала Ермолова, клонившихся к обузданию своеволия кабардинских князей, горцы избавлены были от княжеской зависимости и им оказано было покровительство". [П. Гаврилов. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск II . Тифлис. 1869]