Найти тему
ТАЙНЫ АНТИЧНОСТИ

Танец эфебов в Пелле

Алесь окинул накрытые по кругу беседки столы, невольно хихикнул. За расставленными столами пирейцы с афинянами точно не передерутся, вставать, бежать по кругу, чтобы вцепиться в противника на глазах у всех – желающих найдётся мало.

Во главе стола перед гостями стояло зелёное месиво. По повелению правителей тут явно изгалялись в сервировке.

-2

Масса фруктов, украшенных цветами. На столах зелёные ветки с праздничными лентами. Зелёные гирлянды, разложенные для красоты, с яркими бубенчиками и колокольчиками. Ну, они с праздника Нового Года остались, вот их и пристроили, перед тем как выкинуть.

Мясо на столе, порезанное тонюсенькими кусочками, выглядело крайне артистично, со вставленными в блюдо крупными цветами. Блюда с рыбой украшены ягодами и травами. Салаты из водорослей в изящных мисках. Почему-то никто не додумался украсить ракушками. Чтобы на зубах скрипели. Печеная тыква, порезанная ломтиками, была украшена красными ягодами, смотрящими из неё словно глаза гарпий. Цветная капуста, обжаренная в панировке, мелкими соцветиями взирала на гостей. Явно отец Коки и Фифы притащил всё это со своего огорода. А капуста точно Аминторова, это у них она уродилась в этом году в огромном количестве, сочная, крупная. Там её уже видеть никто не может.

-3

Алесь подавил улыбку, прикрыв расползающийся рот рукой. В жаренной птице, украшенной перьями и круглыми соцветиями цветной капусты, он опознал щуплую птаху, три дня назад убитую им случайно на охоте. Сокол, играя, задрал. На эту пташку никто больше не позарился. Отец тогда откинул её в сторону, как худосочную, не пригодную для еды.

Груш, абрикосов и слив двух сортов, было в переизбытке. Нда, на стол для гостей не поскупились. Кушайте, гости дорогие, что у нас не едят, не выкидывать же.

-4

Афиняне и пирейцы расположились по кругу за столиками, с удовольствием поглощали продукты, смешивая их с разговорами – совсем оголодали. По центру сидели басилевс и александрос, и с ними их свита, перед которыми мяса и рыбы было побольше. Ели они неохотно, с ленцой. До этого они уже опустошили свои пайки. Так что гостям тоже приходилось есть медленно и подавлять алчный блеск голодных глаз.

Хорошее место эта беседка, к ночи похолодает, долго не засидятся, да и ветерком хмель выдуваться будет.

Заиграла свирель, ей вторил рожок. Всё, пора.

И раз, и два…

-5

Перед беседкой на мощёную площадку выбежал Кока. Как и на всех эфебах, из одежды на нём были только шлем и сапоги, подбитые железными подковами. В руках он держал щит и меч. Ударяя мечом о щит, он создавал ритм. Стройная юношеская фигура в полноте красоты молодости и силы привлекла к себе взгляды гостей.

Он чуть привставал на носки в такт музыке. Лицо его было серьёзным и одухотворённым. Поймав внимание зрителей, настраивая их на ритм, Кока продолжая отстукивать такт ногами, развёл руки, подымая вверх щит и меч, словно намереваясь показать их самому небу, самому Варуну.

-6

Чуть изменилась музыка рожка, и на площадку к одиночному танцору высыпали остальные эфебы: юные, сильные, гибкие, одухотворённые. В музыку влились слаженные удары мечей о щиты, звучащие как один, единый отклик живых сердец. Это сердцебиение войны и жизни пронизывало танец. Сердцебиение учащалось, согласно ритму. Хождение парами сменилось сольными партиями, когда эфебы отточенными движениями по несколько человек делали дорожку, выкидывали коленца, в полуприсяде проходясь по низу. Остальные отбивали всё быстрее и быстрее ритм. Приам, отбросив щит и меч, окружённый полукругом из юношей на земле, крутил ногами мельницу. Его сменил Мелиагр, прошедшийся колесом.

-7

Ритм убыстрялся.

Вот уже пятеро вышли вперёд с танцем журавля. После них следующая пятёрка прошлась кувырками. Мечи стучали по щитам. Звонко. Грозно. Непрерывно...

-8

Одновременно все щиты были подняты вверх, образуя черепаху. Музыка исчезла.

Тишина, наступившая резко после нарастающего, темпа просто оглушала.

Алесь отбросил щит и меч, и по подставленным спинам юношей взбежал вверх, к самому небу, на площадку, выложенную для него щитами.

Тишину прорезал ритм, отбиваемый им ногами по щитам. Быстрый, чёткий. Точный. Отбивая его ногами, он и крутился на месте, и замирал, а потом опять отбивал ритм. Чёткий.

Короткий. Громкий.

-9

Будучи на полном эмоциональном взлёте, Кока, стоящий в стороне, поднял вверх руки со своим мечом и подобранным Алесиным. Не сказать, что в небе были тучи, но их хватило, чтобы дать крупный разряд молнии, осветивший отбивающего ногами на щитах такт юношу. Зрелище было незабываемое. Разгорячённый, быстрый, прекрасный в своём вдохновении юноша в свете молнии.

Два огромных зелёных глаза с восхищением пожирали его из-за колонн. Дочь Артабаза любовалась своим желанным, его стройной фигурой, при этом совершенно не худой, пластичными движениями, гармоничной мускулатурой, горящим от возбуждения лицом и сияющими карими глазами. Сердце девушки готово было выпрыгнуть из груди и окрылённое любовью биться там, на щитах, рядом с Алесем, в той высоте, куда он звал за собой.

Кувырком слетев со щитов, юноша замер, эфебы застыли вместе со своим командиром.

Кивком головы Пармений отпустил их, и мальчишки убежали мыться и одеваться.

-10

Вечером Барсина, или как её называли дома, Воробушек, растирала парню шею и плечи, украдкой целуя в рыжую макушку. Юноша был полностью вымотан и выжат как лимон при приготовлении мяса. Перед тем как уйти в казарму, он заглянул сюда, и под девичьими руками просто уснул.

- Бедный мой Олежек, - шептала девушка, наслаждаясь видом спящего парня.

(фрагмент романа "Песнь виноградной лозы. Запах трав")