Найти тему
За рулем

Самые известные автомобили-клоны. Часть 1

В нашей подборке — яркие примеры «цельностянутых» машин и их «прообразов».

Landwind X7
Landwind X7

Один из самых ярких примеров очевидного и возмутительного автоплагиата — китайский Landwind X7, почти неотличимый от Range Rover Evoque. Возмутившись сходством со своим детищем, англичане подали в суд на китайский концерн Jiangling Motor, выпустивший X7 в 2014 году. Но правды не нашли, так как премьера Range Rover Evoque состоялась до того, как его внешность запатентовали в КНР. И этот патент отозвали, отняв таковой и у Jiangling Motor. А под маркой Landwind продолжают выходить клоны.

Разумеется, мы на эту тему писали, и неоднократно. Например, здесь, здесь, здесь и здесь. И еще много раз.

Все помнят скандал по поводу первого Chery QQ, полностью и нелегально скопированного с Daewoo Matiz. Аналогичный случай был с Shuanghuan SCEO, который срисовали с BMW X5 первого поколения. Тут же вспоминаются пародия на Mini Cooper под названием Lifan Smily, и Fiat Panda, превращенный в Great Wall Peri, плутни с Huanghai Plutus (экс-Chevrolet Colorado) и прочие некрасивые истории, связанные, в основном, с китайским автомобилестроением.

Очевидно, китайцы до сих пор самые отчаянные автоплагиаторы. Хотя и не все: самые цивилизованные марки Поднебесной уже сотрудничают с европейскими дизайн-бюро либо берут в штат известных художников, а то и создают собственные студии. Остальные по-прежнему ходят по автосалонам с рулетками, делают сотни снимков каждой автомобильной новинки во всех ракурсах, даже через выхлопную трубу, щупают, нюхают и чуть не лижут отделочные материалы.

Daewoo Matiz (слева) и Chery QQ
Daewoo Matiz (слева) и Chery QQ

Из-за китайской копии Daewoo Matiz, Chery QQ, концерн GM в 2004 году вынужден был подавать иск в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что несмотря на то, что у китайской машины свои агрегаты, хоть и похожие, внешне кузов скопирован настолько точно, что некоторые элементы (двери, капот) подходят от прообраза к копии, и наоборот. Однако выиграть суд GM не удалось, а Chery быстренько провела рестайлинг и продолжила продажу своих «кукушек».

А теперь, кажется, и ходить никуда не надо: все можно скачать из интернета, куда подробную информацию о каждой новой машине и ее изображения сливают еще до официальной премьеры, несмотря на всю засекреченность. Например, чтобы подогреть интерес.

Такая страсть к копированию объясняется тем, что китайцам не хватает собственных автодизайнеров, а новинки нужны, и срочно, а также тем, что они не видят в «заимствовании» никакого криминала. Напротив, подражательство для них — форма признания авторитета, мастерства.

И почему только китайцы? Точно так же начинали корейцы, да и японцы. Не гнушались даже самые мощные сегодня бренды. В СССР автомобильные конструкторы и дизайнеры подробно или в общих чертах копировали наработки западных коллег. Да, ЗАЗ-965 = Fiat 600 и т.д. Еще пара случаев — в нашей подборке. Советская власть смотрела на авторское право сквозь пальцы, как теперь те же китайцы. Хотя бывало и наоборот, наши идеи несанкционированно утекали за рубеж. Яркий пример — английский Standard Vanguard, точь-в-точь Победа ГАЗ М20. А европейцы «списывали» и друг у друга, и у американцев. Сплошь и рядом. Кто только не повторял изгиб Хофмайстера, не пытался копировать Поля Брака…

ЗАЗ-966 и NSU Prinz 4
ЗАЗ-966 и NSU Prinz 4

Классический пример странного совпадения. ЗАЗ-966, производившийся с модификациями с 1967 по 1972 год, а в разработку поступивший в 1961-м году, вскоре после запуска ЗАЗ-965, имевшего ну очень много общего с Fiat 600, очень напоминал немецкий NSU Prinz 4, который пришел на смену NSU Prinz 30 в том же 1961 году. Сходство не только внешнее: и у Запорожца, и у Принца была заднемоторная компоновка с «воздушником». Но сходство было не буквальным, и шасси сильно отличались.

-4

Красивейшая пара советских автомобилей высшего класса, ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 Чайка. Они были созданы в конце 50-х годов по рисункам художников Льва Еремеева и Бориса Лебедева, которые ориентировались на американские автомобили, в том числе приобретенные для детального изучения в СССР. Среди них оказались Packard Patrician и Packard Carribian 1955-1956 годов. Кстати, обратите внимание на эмблему. Правда, похоже на Чайку? Тем не менее советские машины не были точными копиями американских, хотя сильно напоминали их вплоть до кнопочного управления автоматической трансмиссией на передней панели.

-5

Прототип ВАЗ 2Э1101 1973 года, один из предшественников ВАЗ-2121, знаменитой Нивы, очень похож на Honda N360, N400, N600, а также Scamp, появившуюся в 1967 году. Одна из таких машинок в СССР точно была, подаренная японской делегацией и служившая на ЗИЛе для поездок по территории. Авторы 2Э1101 Пашко, Белоусов и Гальчинский Хонду наверняка видели.

-6

Интересная история вышла с ВАЗ-2151, «неоклассикой», созданной в миллениум и представленной в 2002 году на Московском автосалоне в качестве замены классических Жигулей, в первую очередь ВАЗ-2104. Еще тогда автор нашего журнала Александр Будкин в статье «Классика» будет жить?» заметил сходство новинки с только что появившимся Ford Fusion. То есть работа над этими двумя автомобилями шла параллельно. Заподозрить никого нельзя. Остается только сказать, что некоторые идеи витают в воздухе и одновременно появляются сразу у нескольких людей. Жаль только, у кого-то есть возможности довести их до полной реализации, а у кого-то — нет. ВАЗ-2151 так и остался прототипом.

-7

Другой вазовский концепт, Lada C, созданный совместно с канадцами из Magna International, был представлен в марте 2007 года, на 77-м Международном автосалоне в Женеве. Автожурналисты мгновенно заметили, что большая шестиугольная решетка радиатора футуристичной машины сильно напоминает решетку singleframe, стилеобразующий элемент Audi, а сзади русский концепт ну очень похож на Volvo SCC, показанный в Детройте в 2001 году. Из него потом сделали серийный хэтчбек Volvo C30, производившийся с 2006 года. Все совпадения случайны, а аналогии неуместны?

-8

В этом случае некоторые знатоки автоистории говорят, что французы из Renault заимствовали идеи у наших, — белорусов с МАЗа, создавших к 1988 году прототип модульного магистрального автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка». Он был показан в Париже и получил золотую медаль выставки. Однако еще в 1985 году Renault демонстрировала подобный концепт Viraces VE10, позже ставший родоначальником магистральных грузовиков Magnum и серии подражателей. При этом минские автостроители во главе с Михаилом Высоцким еще в начале 80-х получили авторское свидетельство на свой «автопоезд» точно такого же вида. Чтобы избежать споров, сходство грузовиков можно считать отдаленным. К тому же «Перестройка» так и осталась лишь красивым концептом.

-9

Еще интереснее другой детектив. В конце 80-х дизайнерам ВАЗа дали задание разработать замену Ниве, стоявшей на конвейере более десяти лет. Один из проектов будущего ВАЗ-2123 представил А. Беляков, причем его макет был с одной стороны с одной дверью, а с другой — с двумя, чтобы показать возможность создания и трехдверного, и пятидверного кузовов. В конкурсе в итоге победил похожий проект В. Семушкина, а проект Белякова стал основой для универсала десятого семейства, ВАЗ-2111. Но самое интересное, что в 1998 году дебютировала хондовская модель HR-V, очень напоминавшая работу русского дизайнера, — как в трех-, так и в пятидверном варианте. А сзади на вазовский макет очень похож Subaru Forester первого поколения, вышедший в 1997 году, да и следующие Форестеры, хотя уже меньше. А Беляков эмигрировал еще в начале 90-х.

-10

История с «Икс-фейсом» вам наверняка знакома. В октябре 2011 года новым главным дизайнером АВТОВАЗа стал британец Стив Маттин, ранее работавший на Volvo и Mercedes-Benz. И уже в августе 2012 года он показал на Московском автосалоне концепт Lada XRAY с иксообразным рисунком передней части. Однако в марте 2015 года свой концепт с «икс-фейсом» в Женеве показала Mitsubishi. От обвинений в плагиате японцы решили откреститься, говоря о логическом продолжении собственного дизайна и т.д. А Маттин упомянул Томаса Биквуда, который переметнулся от Стива к «трем бриллиантам». А китайский Changan CS35, он же Landwind, копирует спереди наш XRAY.

-11

Это тот самый скандальный Shuanghuan SCEO, выпускаемый с 2006 года на базе Isuzu, копирующий спереди Toyota Land Cruiser Prado, а сзади — BMW X5 первого поколения. Баварцы сильно обиделись на китайцев за такую копию, и в 2008 году суд Мюнхена установил несанкционированное копирование и запретил импортировать SCEO в Германию. Но уже в Италии суд выиграли китайцы и продолжили продажу своих подделок. Также Shuanghuan судилась с Honda из-за нелегальной копии CR-V и выиграла дело, потому что срок действия китайского патента на эту модель уже истек.

В США чуть что — в дело вступают юристы. Но вспомните детройтское барокко, аэрокосмический стиль. Кто первым придумал гигантские хвостовые кили, как у ракет? Вирджил Экснер? Не Харли Эрл? А они работали рука об руку. И хотя по историческим меркам это было вчера, установить подлинного автора идеи уже невозможно. Принято считать, что это Экснер. Ок, пусть так.

Идеи буквально витают в воздухе. К тому же есть мода, в том числе на автомобили, которая развивается. И если это не подтверждено документально, я не утверждаю, что кто-то что-то у кого-то стащил. Пусть даже иногда это кажется очевидным…

Продолжение следует — заходите почаще!

Автор: Илья Пименов

Фото: фирмы-производители, из архива «За рулем»

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Материалы по теме:

Великий китайский прорыв: автомобили, которыми гордился бы товарищ Мао
Атака клонов: выбираем автомобиль среди соплатформенников